10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем подковывают лошадей подробная информация технология подковки пошагово

Зачем подковывают лошадей

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Для чего нужны подковы

Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.

Во избежание появления воспаления на копытах, требуется подкова

Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.

Конструкция подковы

Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.

Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.

Разновидности изделий

Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.

Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.

Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.

Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.

Интересно! Новейшие современные подковы для скаковых лошадей значительно отличаются от их предшественников внешним видом (похожи на сандалии на ремешках и пружинных крепежах). Такие изделия не нужно приколачивать гвоздями, а необходимо прикреплять ремешками, это сокращает время для замены подков. Высокая цена не позволяет иметь каждому владельцу лошади такие конструкции. Но для них есть альтернатива: упрощенный вариант, изготовленный тоже из пластика и похожий на простые подковы. Их можно прибить маленькими гвоздиками или посадить на специальный клей.

Инструменты для ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Это важно! Иногда кузнецы используют станок для ковки в тех случаях, если конь испуган или нетерпелив, не стоит спокойно на месте. Особенно помнить об этом нужно начинающему конюху.

Процесс выполнения ковки

Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:

  • 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
  • 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
  • 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
  • 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
  • 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
  • 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
  • 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
  • 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.

Это важно! Нужно избегать неточностей в работе именно на этом этапе. Если произойдёт смещение во время прибивания гвоздей, то работу придётся переделывать и снова забивать ухнали, потому что подкова начнёт болтаться.

  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.

Зачем нужно подковывать лошадей

Лошади — прекрасные и очень умные животные. Они приносят исключительно радость и пользу человеку, именно поэтому о них нужно заботиться. В первую очередь следует знать, зачем подковывают лошадей, ведь правильное подковывание — один из самых важных этапов содержания данного животного. Фермеру нужно знать, какие бывают виды подков и как подковывают лошадей.

Зачем подковывают лошадей

Иногда, у неопытных и малознакомых с лошадьми людей возникают сомнения в том, действительно ли нужна эта процедура и больно ли лошади. Зачем подковывают лошадей, если на вольном содержании дикие особи прекрасно обходятся без этого? Подкова — простое средство защиты копыт, как обувь у человека. Современные подковы защищают ткани копыт от механических повреждений и различных болезней.

Некоторые фермеры при должных знаниях проводят такую процедуру как ковка подковы самостоятельно в домашних условиях. Также есть и коннозаводчики, которые заказывают набойки и приглашают специалиста для их установки. Перед выбором набойки лучше всего проконсультироваться с профессионалом, чтобы точно не ошибиться с размером и материалом. Можно пообщаться на различных форумах с заводчиками и конюхами из разных стран, а также посмотреть фото и видео.

Зачем лошади нужна подкова

Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков. Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей. Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.

Читать еще:  Особенности строения лошади

Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны. Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже. На данный момент такое крепление является самым надежным.

Функции набойки у лошадей

  • лошадиная подкова защищает ткани от механического повреждения, и животному удобно наступать на грунт и бегать;
  • способствует устойчивости на скользких поверхностях и помогает закрепить ногу;
  • сводит до минимума вероятность получения травмы;
  • выполняет ортопедическую функцию.

Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.

Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные.

Существуют параметры, по которым выбирают подковы

  • вес тела;
  • размер копыта;
  • выполняемая животным работа.

Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине. Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер. Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.

Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду. Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков. При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.

Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.

Виды подков

Безусловно, самым старым и проверенным материалом даже для современной подковы является именно металл. Все виды из металла и его ковка даже в настоящее время сохраняют популярность. Но в свете научно-технического прогресса резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества. Среди них можно выделить такие:

  • Пластик и резина являются лучшими амортизаторами, чем металл.
  • Для крепления таких подков не нужны гвозди, так как они имеют свое специальное крепление, которое является цельной частью набойки.
  • Пластиковые и резиновые подковы выигрывают в весе: они значительно легче своих металлических аналогов. Именно поэтому их чаще используют для спортивных лошадей.

Существуют и другие мнения. Некоторые специалисты утверждают, что клеевая основа, на которую крепится подкова для лошадей, вредит животным, так как состоит из химических веществ. Другие же утверждают, что «легкая обувь» способствует улучшению самочувствия лошадей.

Как правильно производить подковку

Подковыванием лошади занимаются специально обученные люди — ковали. Они знают, как правильно подковать домашнего коня, какие есть виды подков, сколько они продержатся и как при этом не сделать животному больно. Обычно хорошие специалисты занимаются как и изготовлением, так и подковкой животных. Они работают в конноспортивных клубах и нередко за отдельную плату могут оказать такую услугу на выезде.

На самом деле все на так просто, как кажется на первый взгляд. Ковка — это работа, требующая немалой физической силы и нервной устойчивости. Иногда она может быть травмоопасна, если лошадь нервничает или не приучена к подковке, поэтому на первом этапе этого процесса лошадь нужно зафиксировать. Спокойную лошадь обычно привязывают за недоуздок. Если же животное нервное и буйное, то его придется поставить в станок.

Как подковать лошадь правильно? Конечно, подковку начинают с измерения копыта, которое переносится на специальную стальную планку. Затем эту планку обрезают до нужных размеров, согревают и охлаждают в воде, после чего постепенно обрабатывают концы. Затем эту заготовку нагревают еще раз, но уже без охлаждения, придавая ей нужную форму. Но на этом работа не заканчивается, так как такая набойка еще не имеет отверстия для гвоздей. Для того чтобы сделать такие отверстия, размечают канавку, это обычно делают циркулем. Затем изделие еще раз разогревают и пробивают отверстия под гвозди (ухнали). После этого уже готовую подкову шлифуют, чтобы избежать нежелательной травмы лошади. Только по исполнению всех мер безопасности лошадь начинают подковывать.

Этапы ковки лошадей

  1. Если это не молодая лошадь и она уже имеет набойку, то старую подкову нужно удалить. Для этого существуют специальные инструменты: ковочный молоток, обсечки и клещи. Если в подкове коня остаются сломанные гвозди, их обязательно удаляют.
  2. Как бы плотно ни прилегала набойка, если щель остается и туда попадает мусор, проводят расчистку копыта. Для этого используют копытный крючок и щетку. Также на этом этапе копытному рогу, если он был деформирован, придается правильная форма.
  3. Теперь можно снять мерки, чтобы узнать, какой номер нужен лошади. Для этого копыто измеряется по длине, ширине между стенками и на пятках.
  4. Часто бывает так, что подкова не идеально подходит к копыту, так как каждая лошадка уникальна. В таком случае коваль дорабатывает ее на наковальне.
  5. Подкова укладывается на копыто и очень аккуратно крепится гвоздями. Гвозди, которые вышли наружу обрезаются около копытного рога, затем под них ставят специальные клещи и молотком зажимают, чтобы подтянуть набойку и копыту. Далее острые края шлифуются рашпилем.

Следует быть очень внимательными и осторожными, так как неправильная набойка и сама установка могут оставить лошадь инвалидом. Чтобы самому подковывать своего любимца, нужно поучиться у опытного и грамотного коваля, а еще лучше первые попытки осуществлять под присмотром специалиста.

Полезные советы для фермера

После того как вы подковали лошадь, нужно проверить, комфортно ли ей. Для этого нужно провести питомца шагом, и если конь не начнет хромать рысью, значит, набойка установлена правильно. Показателем того, что лошадь подкована хорошо, является ее спокойная ходьба и бег без прихрамывания. Также рекомендуется сразу не нагружать только что подкованную лошадь. Изготовление подковы занимает не так много времени. Для 2-х опытных ковалей это дело 15 минут.

Естественно, что для изготовления подковы одному понадобится гораздо больше времени и сил. Как же часто нужно перековывать лошадь? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как это зависит от многих факторов, таких как степень нагрузки, износа, а иногда и просто повреждения подковы. В среднем подковы меняют раз в месяц (30 дней). Чаще без особой надобности это делать не рекомендуется, дабы избежать заболеваний копыт.

В конечном счете ковка жеребца — занятие достаточно простое, если знать того, кто может помочь с этим делом или научить правильному проведению процедуры. Если соблюдать все правила по подковыванию и выгулу лошадей, вырастить здоровых и выносливых скакунов будет проще простого.

Зачем подковывают лошадей

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Для чего нужны подковы

Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.

Во избежание появления воспаления на копытах, требуется подкова

Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.

Конструкция подковы

Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.

Читать еще:  Сколько стоит самая дорогая лошадь в мире полцарства за коня

Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.

Разновидности изделий

Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.

Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.

Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.

Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.

Интересно! Новейшие современные подковы для скаковых лошадей значительно отличаются от их предшественников внешним видом (похожи на сандалии на ремешках и пружинных крепежах). Такие изделия не нужно приколачивать гвоздями, а необходимо прикреплять ремешками, это сокращает время для замены подков. Высокая цена не позволяет иметь каждому владельцу лошади такие конструкции. Но для них есть альтернатива: упрощенный вариант, изготовленный тоже из пластика и похожий на простые подковы. Их можно прибить маленькими гвоздиками или посадить на специальный клей.

Инструменты для ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Это важно! Иногда кузнецы используют станок для ковки в тех случаях, если конь испуган или нетерпелив, не стоит спокойно на месте. Особенно помнить об этом нужно начинающему конюху.

Процесс выполнения ковки

Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:

  • 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
  • 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
  • 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
  • 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
  • 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
  • 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
  • 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
  • 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.

Это важно! Нужно избегать неточностей в работе именно на этом этапе. Если произойдёт смещение во время прибивания гвоздей, то работу придётся переделывать и снова забивать ухнали, потому что подкова начнёт болтаться.

  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Лошадей куют разными видами подков, это зависит от здоровья копыт и ног, «специальности» лошади, ее породы и т.д. Если ноги и копытный рог здоровые, то подковы будут обычные, какими их все привыкли видеть. Различается только размер, толщина, материал — бывают тяжелые (до 200 гр), а бывают из легчайшего алюминиевого сплава (у скаковых лошадей).

Это лежат старые только что снятые подковы.

Бывают подковы со специальными длинными шипами для лошадей, которые скачут по траве — трава скользкая, и на виражах лошадь может упасть. Такие шипы прикручиваются к подкове, а после соревнований их снимают, чтобы в деннике лошадь стояла уже без них. Потом можно снова прикрутить. Еще бывают подковы круглые, когда нет разрыва между двумя концами подковы — это ортопедическая подкова, которая удерживает кости, расположенные возле копыта, от излишней подвижности. Так же такая подкова бережет сухожилия.
Спортивных лошадей, участвующих в соревнованиях, не подразумевающих состязаний на траве или снегу, куют только на передние ноги. Полицейские лошади и те, что работают в городе по твердому грунту (камни, асфальт, булыжная мостовая) куются на все четыре ноги, зачастую с короткими шипами.

Перековываются лошади обычно каждый месяц. Если хочется сэкономить, то можно и через шесть-восемь недель, но все-таки это будет зависеть от скорости роста копытного рога. Кто-то может два месяца пробегать с одними подковами, а у кого все отрастает быстрее.

Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками.

Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами.

Кузнец снимает клещами старую подкову. Собственно, просто отрывает ее вместе с гвоздями.

Копыто лошади, которую не расчищали полтора месяца. Расчистка — это конский педикюр. После снятия подковы сначала кузнец расчищает лошадь, т.е. удаляет отросший копытный рог и лишние куски стрелки, и только потом приколачивает новую подкову.

Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы.

Серый треугольник сверху — это стрелка, такая эластичная штуковина, работающая амортизатором и смягчающая удары, когда лошадь переносит вес на ногу.

Вы ногти стрижете? Вот это — то же самое, только размерчик больше.

Отстриженый «ноготь». Его, кстати, очень любят грызть собаки, даже те, которые никогда в жизни не видели лошадей даже по телевизору. И стрелку очень любят. А некоторые потом от нее тошнят.

Пилочка для ногтей. Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп.

Задние ноги расчищаются так же, хотя форма заднего копыта немного отличается от переднего.

Гораздо красивее, чем было!

Гвозди — новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно его уже не приколотить.

Ящик с инструментами, которые не влезли в карманы кожаных штанов-фартука.

А вот и карманы. У приличного кузнеца отдельный нож под правую руку и под левую.

Примерка стандартной подковы.

Кузнец знает размеры копыт каждой лошади, которую он кует не первый раз, но все равно каждую подкову нужно подогнать под форму копыта уже вручную.

Гвозди прибиваются так: первый возле зацепа (передняя часть копыта), второй с другой стороны, потом снова с первой, потом снова со второй.

Страшный вид: гвозди торчат наружу сквозь копыто. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так устроено, что боли нет — копыто хоть и живое в том месте, но не чувствует, примерно как если вы проткнете себе кусок ногтя в месте, где он не приросший к пальцу.

Снаружи гвозди загибаются.

Пока вот такой вид.

Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту. Далеко не у всех подков есть такой лепесток. На подковах для задних ног этих лепестков два — по одному с двух боков копыта.

Основная часть ковки закончена.

Сейчас в дело идет специальный стояк, этакий большой железный штырь, на который кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги штырь ставится впереди коня, а для задней чуть сбоку живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этом штыре, некоторые с удовольствием в это время грызут или лижут потную одежду кузнеца или мусолят его волосы.

Специальным инструментом удаляются концы гвоздей.

Сейчас они не торчат, их специальными полукруглыми «пассатижами» «примяли» к копыту.

Читать еще:  Как самостоятельно изготовить седло для лошади

Рашпилем сравниваются края копыта и подковы.

У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с кучей инструментов. А в аптечке — легкий наркотик для особо буйных, которые боятся, не любят или пока не умеют стоять спокойно во время ковки.

Для патрульных полицейских лошадей подковы нужны с шипами. Кузнец делает в подкове отверстия для шипов.

И резьбу в отверстиях.

Потом прикручивает шипы.

Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

Осталось только приколотить ее к лошади. Причем, ковать нужно на все четыре ноги.

А это подкова лошади, которая защищала ее от обострений после старых травм, не давала сдвинуться «чипсу», небольшому кусочку отломанной после травмы косточки. Бывают готовые ортопедические подковы, а эту кузнец сделал сам, приварив часть одной подковы к другой.

Каких лошадей нужно подковывать и как это делают

Подкова в современном виде появилась в начале нашей эры. Лошадей в ту пору активно применяли в самых разных областях. Профессия кузнеца была очень востребована. И сегодня лошадей подковывают в любой серьезной конюшне или клубе. Со временем появился новый ассортимент конских «туфель», в чем-то изменились технологии.

Зачем лошадям подковы

Предки современных скакунов жили в дикой природе. Как известно, их никто не подковывал. Однако человек «обувает» домашних животных уже много сотен лет. На это есть несколько основных причин:

  • Дикие лошади в природе сами выбирали дорогу. Они старались скакать по траве, мягкой почве, обходили неудобные участки с острыми камнями, расщелинами. С человеком эта возможность пропала. Нагрузка на копыта увеличилась.
  • Лошади были основным транспортом. Им приходилось перевозить тяжелые грузы, людей. Всадники иногда надевали доспехи. Все это серьезно нагружало копыта.
  • В естественной природе не встретишь каменные дороги, брусчатку и другие покрытия, которые тоже вредят конечностям. Их верхний твердый слой разрушается быстрее, чем отрастает.

Древние люди пытались уберечь копыта коней. Поначалу на них надевали подобие обуви из тростника или кожаные «сандалии». Вероятно, сначала такие изделия появились в Азии. Около III–IV вв. люди хорошо освоили работу с металлами. Подковы приобрели почти современный вид.

Сегодня лошадей используют не так активно, поэтому они подолгу стоят в конюшнях. Верхний роговой слой копыт становится мягче. Он быстрее стирается, пробивается камешками. В результате появляются мелкие травмы, деформации.

Другая проблема — сухой копытный рог, тоже вызывающий травмы. Появление сухого рога провоцируют песчаные манежи, пол из асфальта в стойле. Часто влагу сохраняют при помощи специальных мазей. Препараты, как правило, импортные, дорогие и не всегда эффективные. Как альтернативу, используют оливковое масло или обычную глину, которой смазывают на ночь подошвы.

В трещины на копытах попадает грязь, микробы. Начинается воспаление. Животное испытывает дискомфорт, хромает. Иногда лошади из-за боли совсем отказываются двигаться.

После травм подковы уже необходимы. Они оберегают поврежденные участки копыт, выполняют и роль ортопедических изделий. Например, жеребятам 3–4 месяцев корректируют копытца.

Подковы улучшают движение — помогают не скользить на льду, мокрой траве, земле. Подкованные кони проще справляются с препятствиями, например, в спорте. Внешний вид во время выступлений тоже выигрывает.

Когда можно не подковывать

«Обувать» лошадь не всегда обязательно. Это зависит от условий работы — интенсивности, грузов, жесткости грунта. Когда копыта в хорошем состоянии, и бегает лошадь по мягкой земле, от процедуры желательно воздержаться. Раньше так и делали:

  • В VIII–IX веке в Италии и Франции ковали только лошадей, которые скакали по твердым городским дорогам.
  • На юге Российской империи рабочих коней «обували» на зиму и в распутицу. Это защищало от гололеда и размытых, скользких грунтовых дорог. Летом подковы не использовали.
  • В Монголии когда-то не водили коней к кузнецам. Местная порода отличается на редкость прочными копытами. Плюс заботились о животных мало. Хотя пастухи в других странах, например, у нас, тоже не ковали своих лошадей.

Сегодня работают те же принципы. Но иногда без ковки нельзя. Например, в спорте конь весом около 500 кг с всадником преодолевает препятствие в 1,5 м высотой. При приземлении ноги бьются о грунт с силой в десятки тонн на 1 м².

Если лошадь не подковывают, это не значит, что конечностям не требуется уход. Их все равно регулярно чистят, копыта подпиливают.

Как выбрать подкову

Сегодня можно найти изделия из разных материалов. Они отличаются качеством, назначением, формой и прочими характеристиками.

Классические подковы, как правило, делают из стали. Содержание углерода в сплаве небольшое, поэтому они поддаются подгонке даже без нагрева. Для передних ног подковы делают округлыми, для задних — немного вытянутыми. Это объясняется формой копыт.

Классическая лошадиная подкова — это узкая пластина, выгнутая дугой. Включает несколько частей:

  • пятки — округлые концы;
  • зацеп, или отворот — выступ в противоположной, передней части;
  • ветви — наружная и внутренняя — соединяют первые два элемента;
  • отверстия для гвоздей.

В гололед или при беге по мерзлой траве устанавливают еще шипы. Для них тоже иногда делают отверстия.

Нижняя поверхность подковы соприкасается с грунтом, верхняя — с копытом. При выборе обращают внимание на ветви. Наружная часть служит опорой. Она должна быть максимально гладкой. Если ветви — неровные, подковы неплотно прилегают к копыту. В итоге, нагрузка распределяется неправильно, неравномерно. Роговой слой повреждается.

Осматривают отверстия для гвоздей. От них зависит ковка и безопасность животного. Важны расположение, контуры, форма и другие нюансы:

  • У кромки подковы снаружи внизу есть гвоздевая дорожка — выемка для шляпок, благодаря которой они не выступают и меньше стираются.
  • Не должно быть отверстий близко к пяткам и зацепу. Выемки в неправильных местах приводят к травмам. Гвозди повреждают ткани под роговым слоем.
  • Количество отверстий зависит от размера подковы: 6, 8, 12.

Существует 13 размеров изделий. У каждого — определенные вес, толщина, величина между пятками и другие характеристики, в соответствии с которыми модель подбирают под скакуна.

Продаются подковы, как правило, парами: отдельно для задних или передних копыт. Ширина полотна у средней — 22 мм, толщина — 8. Выбирают конкретный вид в зависимости от цели:

  • Простые стандартные набойки. Используют для упряжных коней. Весят 200–720 г. Как правило, в комплект входят съемные шипы. Зимние длиннее и острее, летние — наоборот. Делают на заводах или в кузницах вручную.
  • Ортопедические. Производят из стали, алюминия, пластика. Конструкция, форма отличаются, зависят от травмы или дефекта. С такими подковами копыта заживают быстрее, а боль при движении — меньше. Назначает их ветеринар.
  • Спортивные. Делают из пружинной стали и других сплавов, алюминия. Для каждого вида спорта подходят свои разновидности. Самые легкие — для скачек: до 120 г.

Встречаются современные конструкции из пластика, для которых не нужны гвозди. Их заменяют пружинные крепления, ремешки. Пластиковые подковы похожи на сандалии, легко крепятся, быстро снимаются. Стоят дорого.

Более дешевый современный вид тоже делают из пластика, но конструкция у них проще. Такие подковы больше похожи на привычные, их крепят маленькими гвоздями или особым клеем.

Как подковать лошадь

Самостоятельно надевать изделия в домашних условиях не стоит. Это сложная и опасная работа. Учитывается множество нюансов, нужна подготовка. В случае ошибки человеку или животному потребуется серьезная медпомощь.

В Российской империи и в советское время было много хороших кузнецов. Сегодня традиции ковки лошадей постепенно теряются. Среди современных мастеров можно ориентироваться на Валерия Жигуна и Юрия Колубелова. Хороший кузнец обязательно знает анатомию конских ног, вплоть до каждого сухожилия.

Инструменты условно делят на два вида:

  • для изготовления, подгонки: наковальня и прочие;
  • для заправки копыт: молоток, кусачки, клещи, рашпиль, нож с закругленным концом.

Процедура состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка. Очищают копыта от грязи, опилок и прочего. Используют специальный крючок. Подводят животное к особому станку. Непривыкшие или нервные лошади иногда сопротивляются. Их привязывают к станку. Поблизости не должно быть других коней или еды. Успокоительное использовать вредно.
  2. Берут, подгибают переднюю ногу, «седлают» заднюю. Поддевают старые подковы клещами, отрывают.
  3. Расчищают лошадь. Удаляют лишнюю роговину и ненужные части стрелки — эластичного амортизатора. Для снятия слоя старой подошвы берут нож с закругленным концом. Обтачивают, ровняют рашпилем. Особое внимание уделяют области зацепа.
  4. Примеривают подкову, готовят подходящие гвоздики. Последние используют только один раз. Нельзя надевать короткие подковы. Так нагрузка распределяется неправильно, страдают суставы.
  5. Даже если размер известен, и лошадь «на приеме» у кузнеца не впервые, каждую подкову подгоняют. Делают это вручную с помощью наковальни, молотка.
  6. Надевают подкову. Первый гвоздь забивают в отверстие, ближайшее к зацепу. Второй — напротив него. Дальше спускаются к нижней части подковы, чередуя стороны. Гвозди торчат, но если все сделано правильно, лошади не больно. Это все равно, что проткнуть или подпилить отросший конец ногтя у человека. Гвозди загибают.
  7. Подгоняют подкову. Стучат молотком по зацепу.
  8. Помещают ногу животного на стояк. Так называют большой штырь, сделанный из металла. Поначалу его располагают впереди лошади. Для задних конечностей стояк помещают немного сбоку от конского живота.
  9. Удаляют выступающие кончики гвоздей (барашки). Их обрубки плотно приминают к копыту. Для этого предварительно место выхода снизу немного подпиливают. Причем длина откусанного барашка примерно равна ширине гвоздя. Обработанные кончики должны получиться не ниже 2 см от края лошадиной подошвы.
  10. Рашпилем обрабатывают копыта, выравнивают их края. Когда все сделано верно, в области зацепа подкова выступает на 1 мм, сбоку — на 2, в районе пяток — на 3–4. Цифры не случайны. При движении пятка раздвигается на 6–8 мм. Учитывают особенности животного, грунт. Например, при работе в снегу или в глубоком грунте выпуск нужен меньше. Иначе подкова быстро оторвется. Молодые лошади часто наступают себе на ноги и срывают подковы. Здесь выпуск совсем не нужен.

Некоторым спортивным скакунам «обувают» только передние ноги. Для городских животных, например, полицейских используют шипы.

Как часто происходит замена

Новые подковы для лошадей требуются примерно каждые 45 дней. Этот порядок пришел еще из российской кавалерии. Хотя тогда у коней в стойлах был пол из глины, засыпанный опилками. Сегодня чаще встречается асфальтное покрытие. Кавалерийские лошади скакали чаще по траве, земле, а не по песку в манеже или каменному покрытию мостовой.

Срок замены — примерный. Учитывают и индивидуальные особенности. У разных особей в одинаковых условиях роговина растет с неодинаковой скоростью. Кому-то меняют подковы каждый месяц, другие нормально ходят и два.

Многое зависит от питания, нагрузок. Движение и правильный рацион помогают правильному обмену веществ. Перекорм, например, овсом, тоже вредит состоянию копыт.

Ковка лошади — процедура, требующая мастерства и определенных знаний. Немногие делают работу правильно, что грозит серьезными последствиями. Лучше посоветоваться с ветеринаром и доверить это дело хорошему кузнецу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector