0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Владимирский тяжеловоз порода лошадей с описанием характера

Лошадь владимирский тяжеловоз: уход и содержание

Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Описание лошади владимирский тяжеловоз

Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.

У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.

Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.

Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.

Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.

Рабочие характеристики владимирского тяжеловоза

Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.

Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.

При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Перспективы разведения владимирского тяжеловоза

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Читать еще:  Случка лошадей видео

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

Владимирский тяжеловоз

Владимирский тяжеловоз — это порода лошадей, выведенных для перевозки тяжелых грузов. Применяют это животное как тягловую силу в деревнях и селах, а также используют его в мелких и крупных фермерских хозяйствах. Для такой лошади присуща сила, красота, энергичность, трудолюбие и покладистый характер.


История породы

В начале XVIII века в Гавриловом Посаде располагался дворцовый конный завод, который занимался разведением верховых лошадей. Длительное время такие работы проводились для простой селекции, пока в 1886 г. не была построена Гаврило-Посадская заводская конюшня, основным направлением которой стало создание тяжеловозной породы. С этой целью на завод закупили жеребцов иностранных тяжелоупряжных пород — французского першерона, английского суффолка, бельгийского ардена.

В начале XX в. в качестве эксперимента начали задействовать шотландских клейдесдалей и английских шайров. Жеребцов иностранной породы скрещивали с местными беспородными кобылами, обладавших хорошими тяжеловозными качествами. Рожденное потомство должно было перенять богатырскую мощь и качественный экстерьер от отца и неприхотливость и хорошую приспособляемость от матери.

В 1936 г. завод расформировали и преобразовали в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была осуществлена систематизация выведенных помесей, одной из которых был владимирский тяжеловоз. В 1946 г. эта порода лошадей была официально зарегистрирована.

Краткое описание породы

Самая распространенная масть — гнедая, но могут встречаться рыжие и вороные кони. Шерсть короткая и густая. Внизу ноги имеют широкие белые «чулочки». Также животные обладают густым хвостом и гривой.

Достоинства породы:

  • благодаря сочетанию крепкой конституции и усердия эта лошадь способна выполнять работу, которая непосильна людям;
  • отличается изысканностью и грациозностью;
  • соединяет в себе следующие качества: выносливость, энергичность, красоту хода, природное усердие, красивый окрас, врожденное трудолюбие;
  • покладистый нрав и внешние данные делают породу универсальной.

Характер

К особенностям характера владимирских лошадей относят послушание и готовность к выполнению любой работы. Животные могут трудиться и в сильную жару, и в проливной дождь. Негативные внешние факторы не оказывают на них сильного воздействия. Если за лошадьми правильно ухаживать и разводить, то они будут способны выполнять различные функции, возложенные на них.

Несмотря на крупные габариты и немного угрожающий вид, кони и лошади владимирские тяжеловозы обладают дружелюбным нравом. Молодые жеребцы могут быть строптивыми и непослушными, но быстро успокаиваются. Если хозяин будет заботиться о них, то животные спокойно выполняют различные команды. Видя ласковое и внимательное отношение к себе, кони отвечают на это послушанием, но при пренебрежительном отношении со стороны владельца лошади могут проявлять свой нрав.

Чтобы питомцы выполняли разные команды, их нужно правильно растить и воспитывать. Вырастают они терпеливыми, выносливыми, неприхотливыми и преданными животными.

Размножение

Применение

Уход и питание

Содержание лошадей осуществляется в отдельных помещениях (денник) или совмещенных (стойло). Важно, чтобы денник был правильно построен, т.к. если конь будет полностью изолирован от остальных, то может стать агрессивным и потерять аппетит. Чтобы этого не произошло, между денниками должны быть окна или решетки. Это позволяет питомцам видеть друг друга.

Содержать лошадей можно в стойле, у которого имеются отдельные огражденные места для каждого животного. Но к недостаткам такого помещения относят проблемное содержание коней зимой. В холодное время года его нельзя проветривать слишком долго, но застоявшийся воздух нередко приводит к развитию болезней у лошадей.

За питомцами нужно правильно ухаживать. Хвост, грива и шерсть должны быть чистыми. Вычесывают их, используя специальную пластиковую расческу. Чтобы хвост и грива не спутывались при расчесывании, их обрабатывают специальными спреями.

Купают лошадей 1 раз в неделю. Ноги животному моют каждый день, чтобы смыть грязь и защитить наиболее подвижные части тела от воспаления и отека. Обязательно нужно чистить копыта. Такую процедуру проводят самостоятельно или вызывают специалиста. Чтобы очистить копыта, применяют специальный крючок. Важно регулярно осматривать зубы животного, чтобы выявить различные проблемы.

Для взрослой лошади ежедневно требуется следующее количество корма:

  • овес — 8 кг;
  • сено — 16 кг;
  • морковь — 5 кг;
  • отруби — 2 кг.

В рацион нужно обязательно включать овощи и фрукты, т.к. они содержат все необходимые минералы и витамины. Каждому животному дают соль в брикетах. Кормят коней трижды в день, но при этом они должны иметь беспрепятственный доступ к сену. Объясняется это тем, что в организме лошадей происходит постоянная выработка желудочного сока, который может вызвать травмирование слизистой и образование язв. Такого не происходит, если животное будет постоянно жевать сено.

Важно организовать животным свободный доступ к воде. В сутки одна особь должна употреблять 80 л воды. Обязательно дают ее перед кормлением овсом. Зимой рацион лошадей представлен чаще всего сухими кормами, поэтому пить воду они должны как можно больше, чтобы пищеварительная система работала нормально.

Образ жизни в природе

Тяжеловозы должны много времени проводить на природе. Благодаря свежему воздуху и регулярным прогулкам у них укрепляется мускулатура. Такие лошади отличаются высокой скоростью передвижения. За 5 минут с нагрузкой в 1000 кг они могут преодолеть 2 км. Животные быстро адаптируются к среде проживания. Погодные условия не влияют на их работоспособность.

Стоимость владимирского тяжеловоза

Нужно обязательно проверить родословную животного и документацию о проведенных прививках. Кобылы стоят гораздо дешевле жеребцов. Средняя стоимость жеребенка, которому 1 год — 250 тыс. руб.

Недостатки породы

Кроме того, физиологические особенности не позволяют владимирским тяжеловозам быстро передвигаться.

Порода лошадей Владимирский тяжеловоз

Чтобы перемещать крупные грузы, заводчики решили вывести специальную разновидность скакунов. Ею стала Владимирская тяжеловозная порода лошадей. Селекционеры пытались вывести сильную и могучую лошадь, в итоге у них получился грациозный мускулистый красавец, способный тащить на себе груз в несколько тонн. Владимирский тяжеловоз — та самая идеальная порода для перевозок, что получилась в конечном счете.

В России такая разновидность лошадей хорошо известна и пользуется спросом не только в своей области, но и по всей России, особенно в регионах с неустойчивым климатом. Тяжеловес даже на фото смотрится внушительно, это статная и красивая лошадь. Приобретать такую породу нужно, пока с жеребцовым конем не возникло трудностей при выращивании и воспитании. Оптимальнее всего покупать жеребца в возрасте 1-1,5 лет. Перед покупкой стоит изучить описание и отзывы.

История происхождения породы

История породы начинается в далеком 1886 году. В Гаврилово-Посадской конюшне селекционеры начали отбирать своих самых лучших лошадей для скрещивания их с российскими кобылами. Владимирская тяжеловозная порода была выведена в 1930 году в результате скрещивания нескольких пород: Шайр и Клейдесдалей. Однако только ближе к 1946 году в мире официально появился результат долгой и упорной работы.

Селекционеры создали мощного мускулистого коня и дали ему название «Владимирский тяжеловоз».

Кобыла с самого начала выводилась для обработки грубой почвы во Владимирской области. Из-за тяжести грунта в этом районе обычные лошади не справлялись с задачей, поэтому селекционерами было принято решение вывести для этого специальную разновидность с хорошей мускулатурой. В результате уже в начале ХХ века хилых рабочих коней заменили на улучшенную разновидность смешанных кровей. Развитие и процветание аграрной промышленности в ХХ веке — исключительная заслуга лошадей-тяжеловозов, поэтому даже после машинизации, стремительно сменившей ручной труд, эта порода остается нужной и востребованной.

Характеристики и признаки породы

Попробуйте представить знаменитую картину Виктора Васнецова «Три богатыря». На ней изображены великие и могучие русские богатыри, сидящие мощных скакунах. В глаза сразу же бросается мускулистый конь Ильи Муромца, своими габаритами в разы превосходящий других лошадей. Примерно так и выглядят лошади Владимирский тяжеловоз. Даже сквозь века они смогли сохранить схожесть с дальними предками.

Чтобы узнать скакуна среди других лошадей, достаточно изучить фотографию и запомнить характеристики Владимирских тяжеловозов как породы лошадей:

  • мускулистый торс;
  • высокий рост;
  • выпуклый и массивный профиль черепа;
  • более длинная лопатка, по сравнению с присущей сородичам других пород; также она косо поставлена;
  • мощная шея;
  • отличающаяся рельефом и длиной спина, превосходящая длину спины других скакунов; круп особо выделен;
  • широкая грудь;
  • сухие и длинные ноги;
  • очень густая грива и хвост.

Гнедая масть на данный момент лидирует среди остальных, но нередко можно встретить жеребца этой породы вороной и рыжей мастей. Примечательно, что на голове и животе Владимирского тяжеловоза частенько можно заметить выделяющиеся белые пятна. Отличается порода и хорошо развитыми мускулами, которые ярко выражены в области крупа. Часто на ногах есть широкие белоснежные «чулочки». И все-таки одним из самых главных преимуществ Владимирских тяжеловозов является раннее взросление. Уже к 3-м годам кобыла может размножаться.

Содержание и разведение породы

Для нового качественного потомства и постоянной работы на благо, Владимирский тяжеловоз требует хорошие условия содержания и правильный уход. В основном, все это предполагает следующее:

  • правильное питание;
  • гигиену;
  • отдых и прогулки.

Содержать Владимирских тяжеловозов значительно труднее чем, например Русских лошадей. Для получения хорошего результата необходимо долго и упорно трудиться. Небольшой список советов для содержания Владимирских тяжеловозов должен помочь в этом деле:

  1. Ветеринарные осмотры нужно проводить как минимум 2 раза в год, даже если коней ничего не беспокоит. Прививки должны ставиться строго по графику с самого рождения.
  2. Из-за объемной массы кормить таких коней нужно постоянно. В обязательный ежедневный рацион должны входить витаминные корма и добавки. Кормить Владимирских тяжеловозов можно как сеном, так и зерном. Не откажутся лошади и от специальных кормов, богатых различными витаминами. Хорошо составленный рацион обязательно положительно влияет на физическую форму животного.
  3. Регулярные гигиенические процедуры. Коня Владимирского тяжеловоза следует регулярно мыть и расчесывать его шерсть специальной щеткой. Мыть волосяной покров и копыта лошади можно с применением специальных средств для животных, но важно помнить о том, что зимой подвергать лошадь водной процедуре опасно для ее жизни. Если в зимний период возникнет необходимость вымыть кобылу, стоит проводить такую процедуру в отапливаемом загоне, а после — вытирать кобылу насухо мягким полотенцем.
  4. Владимирская тяжеловозная лошадь должна как можно больше времени проводить на природе, на свежем воздухе. Регулярные прогулки и чистый воздух положительно скажутся на мускулатуре. Помещение должно быть чистым и просторным. Надо соблюдать график уборки загона для лошадей. Проводить дезинфекцию конюшни необходимо не реже 1 раза в неделю.
  5. Для скрещивания подбирать нужно лишь чистокровных особей. Только в этом случае получится идеальная порода Владимирских тяжеловозов.
Читать еще:  Что такое мыт у фермерской лошади

Характер скакунов

После изучения фото и прочтения характеристик этого коня, у многих начинающих заводчиков и фермеров могут появиться некоторые вопросы и опасения: действительно ли кони этой масти такие сильные и грубые? Не доставит ли такой конь лишних хлопот? Будьте уверены, что после встречи с представителем этой породы ваше мнение полностью изменится. Несмотря на внушающие страх габариты, кони покладисты, хотя и энергичности им тоже не занимать. Именно благодаря ей породу начали использовать в соревнованиях и различных скачках, а конная прогулка на такой лошади доставит вам незабываемое удовольствие.

Лошади этой породы не слишком обращают внимание на погоду. Владимирские тяжеловозы спокойно могут работать как в дождь, так и в знойный солнечный день. Вес у жеребцов этой породы — 800 кг. Конечно, молодые жеребцы на раннем этапе дрессировки могут не слушаться хозяина, но после долгих тренировок и при хорошем обращении кобыла станет лучшим помощником. Хозяина Владимирские тяжеловозные лошади выбирают одного, но уважительно относятся к остальным членам семьи. Вот небольшой совет, которого все же нужно придерживаться: про правила техники безопасности никогда нельзя забывать, особенно во время первой встречи с Владимирским тяжеловозом. Следует иметь в виду, что некоторые особи могут весить около 1 тонны и более.

Недостатки Владимирских тяжеловозов

Конечно же, и у Владимирских тяжеловозов есть свои недостатки. По сравнению с достоинствами их, конечно, не так и много, но было бы нечестно оставить их в секрете:

  • низкая скорость передвижения (большой вес дает о себе знать);
  • плоские ребра и нетвердая спина;
  • неповоротливость и средняя подвижность из-за веса.

Использование коней

В настоящее время представителей породы Владимирский тяжеловоз используют для разных целей:

  • для обработки земли в селах;
  • для получения молочной продукции разных видов;
  • для досуга (кроме езды и запрягания в тройки, в народе так же популярно такое развлечение, как перетягивание тяжестей).

Поразительно и то, что в наше время эта порода порой используется людьми крайне необычно. Тяжеловозов, например, используют в охоте. Такие лошади совершенно не пугливы и характер у них довольно спокойный.

В последнее время лошадей не так часто используют в качестве тягача, ведь для этого существует различного рода автотранспорт. Однако, несмотря на развитие промышленности и машиностроения, Владимирских тяжеловозов активно продолжают содержать и разводить.

Порода лошадей – Владимирский тяжеловоз: особенности, уход, содержание и разведение

В конце 19 века российские специалисты приступили к выведению местных тяжеловозов. Одной из первых и самых успешных пород в этом плане считается Владимирский тяжеловоз. Благодаря своим уникальных качествам и красоте порода снискала себе огромную популярность как среди профессиональных заводчиков, так и у фермеров-любителей.

История происхождения владимирского тяжеловоза

Выносливыми и сильными конями всегда славилась Владимирская область, которая поставляла животных в крупные города. И именно в этой области, в Гавриловом Посаде, находился конный завод, где селекционеры задались целью создать тяжелоупряжную породу местного производства.

Поскольку своих особей этой категории не было, пришлось закупить будущих родителей за границей. Из Франции были привезены першероны, из Англии поставили суффолских лошадей, из Бельгии — арденовских. Позднее активно в работах по селекции стали использовать завезенных из Шотландии клейдесдалей и шайров из Англии.

Перед специалистами стояла задача вывести мощную и красивую породу, гены должны были передаться от импортных родителей, но с другой стороны — новые представители должны быть сильными, выносливыми и легко приспосабливаться к различным условиям.

Только в 1936 году, когда принялись системно изучать различные помеси, был выявлен Владимирский тяжеловоз. Потребовалось еще 10 лет, чтобы довести его до ума и зарегистрировать официально в качестве новой породы. Так, в 1946 году в реестре появился Владимирский тяжеловоз.

Характеристика

Это один из самых крупных тяжеловозов в России. При первом знакомстве с ним поражают его габариты. Рост лошади может достигать 175 см — это высота в холке, а максимальный вес доходит до 1200 кг. Самцы крупнее самок. Жеребец в среднем весит около 760 кг, а обхват груди у него равняется 207 см. Кобыла соответственно весит около 690 кг, а обхват груди не дотягивает до 2 метров и составляет 196 см.

Пясть для тяжеловоза довольная длинная, она может достигать 30 см, в обхват — 23,5 см. По толщине пясти опытные коневоды судят о развитие костяка и крепости конституции.

Если говорить о масти, то львиная доля приходится на гнедую и рыжую, реже встречаются вороные и бурые лошади.

Внешний вид

Этого исполина трудно перепутать с другими породами. Высокий коренастый красавец с густой гривой и хвостом сразу же приковывает к себе взгляд.

Голова животного крупная, череп массивный, если рассматривать его профиль, то будет заметна горбоносость. Длинная, полная шея с ярко выраженным затылком, сильная и косая лопатка. Широкая грудь. Плечи животного мускулистые, спина длинная и широкая, круп — задняя часть туловища, немного опущена вниз. Копыта широкие, рог твердый и прочный.

Нижняя часть ног «одета» в белые «носочки» с пышной оброслостью. Шерсть очень густая, короткая, и придает животному сходство с громадной плюшевой игрушкой. Часто на голове и животе у животного можно увидеть белые пятна.

Характер

Несмотря на крупные размеры, лошади очень активные и энергичные. Нрав у большинства представителей уравновешенный, добродушный и дружелюбный. Движения у них свободные, с хорошим захватом пространства. Они прекрасно себя чувствуют в городской суете и на деревенских просторах.

Это непугливое животное. Они хорошо контактируют с ребятами, слушаются и подчиняются человеку, поэтому часто их задействуют для верховых прогулок, усаживая новичков в седло, для туризма и охоты.

Достоинства породы

Среди основных достоинств породы выделяют:

  • Универсальность — лошадей используют не только по их прямому назначению — перетаскиванию тяжестей, работе на земле, но благодаря их грациозности они прекрасно подходят для верховой езды и спортивных состязаний.
  • Они отличаются максимальной выносливостью и силой.
  • Рабочий стаж у лошадей составляет 20 лет и более.
  • Работоспособность животных не зависит от неблагоприятных погодных условий, и ее показатель очень высокий. Она будет работать и в жару, и в ливень, и в холод.
  • Покладистый и спокойный нрав, быстро адаптируется к работе и новому месту жительства.
  • Ранее половое созревание, большая плодовитость.
  • Это престижная и ценная порода для разведения — она подходит для селекционеров, так как на ее основе можно выводить новые породы, которые будут пользоваться спросом у коневодов.

Недостатки

Недостатки у владимирского тяжеловоза также имеются, но их значительно меньше:

  • Длинная и мягкая спина вкупе с плоскими ребрами проигрывает по физическим кондициям суффолским представителям. Казалось, эти «минусы» строения делают лошадь неповоротливой и не дают ей разбежаться, но на практике доказано обратное, конь с грузом в 1500 кг за 5 минут преодолевает расстояние равное 2 км.
  • Низкая скорость передвижения из-за большого веса, если сравнивать его с другими тяжелоупряжными породами.

Содержание

Одной из причин, почему в Российской империи потребовалось выведение собственных тяжеловозов, а не закупка импортных лошадей, это необходимость приспособить коней к минимальным простым условиям и низкокачественной кормовой базе. Что и было сделано. Однако для Владимирского тяжеловоза все-таки стоит соблюдать сбалансированный состав и нормы питания и предоставить более-менее комфортное содержание, чтобы животное оставалось здоровым и сохраняло «рабочую» форму.

Лошади могут жить в деннике — изолированном помещении или стойле. При содержании животного в деннике, оно может страдать без общения с другими собратьями. В результате лошадь становится агрессивной, отказывается от еды.

В стойле с общением проблем не бывает, но в нем затруднительна уборка и зимнее содержание. При низких температурах проветривание стойла ограничено, поэтому в холодное время часто лошади подвержены заболеваниям, связанными с застоявшимся воздухом. К тому же заболевшая лошадь может стать источником распространения болезни и заразить других животных. Для того чтобы снизить вероятность появления заболеваний, помещение необходимо дезинфицировать еженедельно.

На каком бы вы варианте содержания ни остановились, высота потолков должна быть 3 метра — это позволяет лучше вентилироваться воздуху. Вентиляция в конюшне необходима, но она не должна создавать сквозняков. Оптимальным вариантом станет установление форточек под крышей.

Большую часть дня конюшня должна освещаться солнечными лучами, темнота сказывается негативно на зрении лошади. Окна делают большие, чтобы свет в большом количестве проникал в помещение.

Пол делают деревянный или из бетона. Более долговечным является последний вариант, для отведения лишней жидкости в нем делают сточные канавы. Для настила используют опилки или солому.

В зимнее время в конюшне поддерживают температуру +8…+11 °C, минимальная — 3 °C тепла. Выше поднимать нецелесообразно, поскольку резкий перепад температур на улице и в конюшне приводит к заболеваемости животных. В теплое время года помещение проветривают и регулярно чистят от навоза. При жаркой погоде окна занавешивают тканью, чтобы сдержать рост температуры, перегрев очень опасен для лошадей.

Уход и кормление

Появление в конюшне Владимирского тяжеловоза не потребует никаких дополнительных затрат как в физическом, так и в финансовом плане. Как и любой лошади, ему требуется регулярный ежедневный уход:

  • Тяжеловоз создан для тяжелой работы, поэтому в режиме у него должны быть физические нагрузки. Если животное используется по назначению, то осмотры у ветеринара должны стать постоянными, не менее 5 раз в год. Прогулка на свежем воздухе также обязательный пункт в уходе.
  • В конце дня при теплой погоде коня купают, обдают его теплой водой из ведра или шланга. В холодный период разрешена только сухая чистка, на водные процедуры накладывается табу.
  • Хвост и гриву ежедневно вычесывают пластиковой расческой, чтобы волосы сильно не путались их обрабатывают специальными спреями.
  • Обязателен уход за копытами. Их необходимо чистить, регулярно проверять на наличие трещин, травм и дерматита. При обнаружении какого-либо повреждения своевременно обращаются к ветеринару и начинают лечение.
  • Осмотр зубов не менее важная процедура. Заболевания ротовой полости сильно влияют на общее самочувствие животного.
  • Рацион лошади должен быть сбалансированным, полноценным и разнообразным. Кормят их 3 раза в день. Лошадь, которая работает целый день, кормят через каждые 2 часа. Трава и сено — это само собой, но тяжеловозу требуется много энергии для физической работы. Ее поставщиком является зерно, но закармливать им тоже нельзя, так как у животного начнутся проблемы с желудком.
    Норму витаминов также увеличивают по сравнению с другими породами. Для восполнения витаминов и минералов в организме животного, ему дают свежие овощи и фрукты. Соль — важный продукт, который дают каждой особи ежедневно.
  • В свободном доступе у животного должно быть сено и вода. В сутки лошадь выпивает 80 литров чистой воды. В зимний период, когда в рационе в основном сухие корма, объем потребляемой жидкости увеличивается.
  • Поскольку у животного постоянно выделяется желудочный сок, то оно должно постоянно что-нибудь жевать. Сено должно постоянно присутствовать в кормушке, иначе могут возникнуть серьезные проблемы с пищеварительной системой.
Читать еще:  Разнообразие видов и пород лошадей

Разведение и потомство

Для разведения подбирают только здоровых чистокровных животных, которые не имеют проблем с поведением. Возраст особей должен быть не менее 3 лет. Лучше чтобы кобыла была больше жеребца.

Случку проводят естественным или искусственным путем. Оптимальное время для нее середина марта — июль. Тогда жеребенок появится в теплое время года, когда нет недостатка в свежей траве. Кобыла отличается хорошей молочностью, поскольку детенышу требуется большое количество молока.

Перспективы разведения Владимирской породы

Время тяжеловозов прошло, машины заменили лошадей, в деревнях редко кто держит этого исполина для работы. На сегодняшний день поголовье породы значительно снижается и можно говорить об угрозе исчезновения этого красавца. Хотя селекционеры до сих пор и работают с ним, но маточное поголовье не насчитывает даже сотни голов.

Но перспектива у Владимирского тяжеловоза все-таки имеется хорошая. Великолепный внешний вид, спокойный и покладистый нрав подходит для туризма, конных состязаний и спортивной охоты.

Спрос и предложение на эту породу есть. Цена за жеребца может доходить до 500 тыс. рублей. В среднем же стоимость колеблется от 200 до 250 тыс. рублей за годовалого жеребца. Цена зависит от региона происхождения, родословной, возраста, пола, вакцинации животного. Жеребец Владимирского тяжеловоза обычно стоит дороже кобылы.

Интересные факты о лошади

Истинным ценителям лошадей будет интересно узнать несколько любопытных фактов об этой породе:

  • предки тяжеловоза — рыцарские кони, изображения которых до сих пор можно встретить на средневековых картинах;
  • самый крупным тяжеловозом был конь по кличке Мамонт, его рост был более 2 метров, а весил он 1,5 тонны;
  • эти крупные животные могут брать невысокие препятствия и перепрыгивать через небольшие барьеры;
  • стойкая нервная система позволяет лошади работать при любом шуме, грохоте и крике;
  • выносливость владимирских тяжеловозов доказана, именно на них совершали путь от Владивостока до Москвы.

Итак, Владимирский тяжеловоз — эта уникальная порода, которая совмещает в себе мощь и грациозность, энергичность и спокойствие, а колоритный экстерьер покоряет с первого взгляда. Он не требует какого-нибудь специального ухода и становится верным другом хозяину.

Владимирский тяжеловоз — особенности породы

Официальное признание породы и ее документальная регистрация были совершены в 1946 году. Но необходимость в крупных и выносливых лошадях существовала еще со средневековья, так как воины того времени ездили в тяжелых железных доспехах.

В России нехватка таких лошадей проявилась особенно остро в середине 19 века, когда обычные породы не справлялись с обработкой обширных территорий для сельского хозяйства. Гаврило-Посадский племенной рассадник взялся за выведение новой, приспособленной к нашим специфичным погодным условиям тяжеловозной породы. Из Англии были закуплены клейдесдали, суффольки и шайры, которых скрещивали с местными породами крестьянских лошадей. Владимирский тяжеловоз – порода лошадей, ставшая итоговым результатом проделанной работы.

Внешнее описание

С первого взгляда на владимирского тяжеловоза, можно выделить его гармоничное телосложение, крупный рост, развитую мускулатуру и крепкую конституцию. Массивная голова с выпуклым профилем продолжается мускулистой и длинной шеей. Широкое туловище поддерживают длинные конечности, имеющие хорошо развитые суставы, с прочными и крупными копытами.

Лошади имеют преимущественно насыщенно-гнедой и ярко-рыжий окрас. Встречаются особи с бурым, серым, караковым или вороным цветом шерсти. Ближе к копытам окрас переходит в белый. Черная грива и хвост густые и пышные. Количество белых отметин по всему корпусу и оброслость ног – фризы, индивидуально для каждой лошади. Масса тела достигает 690 килограмм у самок и 760 у самцов. Средняя высота породы в холке колеблется от 155 до 165 сантиметров. Длина туловища может достигать до 173 сантиметров, при охвате груди до 207.

Достоинства породы

  • Природная красота в сочетании с поразительным трудолюбием и похвальной энергичностью
  • Несмотря на принадлежность к крупным породам, лошади отличаются несомненной утонченностью и грациозностью
  • Порода достаточно универсальна за счет гармоничного синтеза спокойного поведения и высоких физических характеристик.
  • Стойкая восприимчивость к любым внешним факторам и негативным раздражителям при выполнении работы.
  • Свободные передвижения при беге и впечатляющая скорость. Несмотря на свои габариты, владимирские тяжеловозы неоднократно устанавливали рекорды мирового масштаба, при срочной доставке грузов с большим весом.

Недостатки породы

  • Отличием породы является неглубокий корпус, за счет которого у лошади немного мягкая спина.
  • Даже Владимирский тяжеловоз немного уступает другим крупным породам за счет плоских ребер, которые не могут обеспечить достаточную работу легких.

Описание характера

Несмотря на внушительные габариты лошади, владимирского тяжеловоза отличает добродушный и спокойный нрав. Конь достаточно быстро привыкает к хозяину и упряжи, становясь полноценным помощником в любой, выбранной хозяином, деятельности. При выполнении команд могут возникнуть проблемы с молодыми особями. Им необходимо выделить время, терпение и заботу, которые вскоре полностью окупятся.

Проявляя завидную неприхотливость, эта порода свободно адаптируется к различным погодным условиям и любой среде обитания, живя в пределах города или сельской местности. На контакт с детьми лошадь идет хорошо, подчиняясь поводу. В характере владимирского тяжеловоза мирно сосуществуют активность и уравновешенность, делая ее универсальной породой, подходящей не только для перевозки тяжелых грузов, но и для верховой езды.

Практическое назначение

В военные годы этих лошадей использовали в армии, но основное предназначение этой породы – работа в сельскохозяйственной среде, включающая вспашку земель и перевоз грузов. Также этих могучих и колоритных коней можно увидеть запряженными в русские тройки для многочисленных празднеств. Благодаря своему характеру, владимирского тяжеловоза смело выбирают для поездок на охоту. Не обошлись без внимания конный туризм и детские конные прогулки. Порода остается в приоритете при селекционировании, ввиду своих выдающихся физических данных. Занимает почетные места на конных выставках.

Описание содержания

Правильное питание, добросовестная чистка и регулярный отдых являются ключом к основному уходу за этой прекрасной и выносливой породой. Сено или свежая трава составляют костяк кормления, дополненный зерновыми культурами (овес, кукуруза, ячмень), отрубями, корнеплодами (морковь, свекла), включая поощрительные лакомства в виде сухарей, яблок или капусты. Для хорошей работы и здоровья лошадям нужно много воды, среднее количество – 60 литров. Это можно обеспечить, установив автоматические поилки или наливая воду лошадям каждый день в определенное время.

Витаминные добавки, обеспечивающие необходимое количество полезных веществ в организме и хороший иммунитет, подбирают в зависимости от уровня физической нагрузки, пола и возраста. Для лошадей, участвующих в скачках, индивидуальный рацион подбирается в зависимости от тренировок. Посещать ветеринара, для медицинского осмотра, необходимо не реже четырех-пяти раз в год. Для поддержания владимирского тяжеловоза в хорошей физической форме, нужно достаточно много времени проводить с ним на открытом воздухе. В весеннее и летнее время, лошади необходим обильный теплый душ по окончанию рабочего дня. С наступлением зимних холодов он противопоказан, достаточно проводить ежедневную тщательную чистку.

Интересные факты

  • Предками тяжеловозов были рыцарские лошади, поныне украшающие различные полотна времен средневековья.
  • Как упоминалось ранее, при выведении владимирского тяжеловоза, порода лошадей –шайра, также была привезена к нам из туманной Англии, в которой в 1846 году родилась самая большая лошадь в мировой истории. Из-за огромных веса и роста жеребца назвали Мамонтом. Вес составлял 1,5 тонны, а высота холки была свыше 2 метров.
  • Несмотря на свой большой вес и внушительное телосложение, тяжеловозы способны перепрыгивать через невысокие препятствия и барьеры.
  • Стойкая нервная система – характерное генетическое отличие тяжеловесных пород, позволяющая им спокойно работать, не обращая внимания на шум, грохот и крики других животных.
  • Зная невероятную выносливость данной породы, на лошадях был совершен от Владивостока до столицы нашей родины – Москвы.
  • Владимирский тяжеловоз способен за 5 минут проделать путь в 2 километра с грузом 1.5 тонны.

Стоимость

При покупке лошади этой породы учитывается довольно много факторов. В их список входит возраст и пол животного, регион их разведения и происхождения, показатели физической активности и здоровья. Обязательны к проверке документы по родословной и списку поставленных вакцин. В отличие от других пород, кобыл владимирского тяжеловоза продают значительно дешевле, чем самцов. Средняя цена на годовалого жеребца из России – 250 тысяч рублей. Перед покупкой нужно удостовериться в приемлемых условиях содержания лошади.

Размножение

Владимирские тяжеловозы достаточно рано взрослеют, поэтому случать кобыл и жеребцов начинают с трех лет. При разведении используют чистокровных особей, иногда допускается инбридинг. Самцы отличаются хорошей плодовитостью. Беременная лошадь приносит, в среднем, в год одного жеребенка. Правильно подобранная пара лошадей и должный уход за кобылой обеспечивают высокий процент появления потомства. Вследствие генетики, у кобыл всегда хорошая молочность, так как жеребенку крупных пород требуется большое количество молока.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector