3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Туманная история лошади

Порода лошадей пинто: фото и описание

  • 1 Туманная история лошади
  • 2 Пинто в наши дни
  • 3 Как обычной лошади стать пинто
  • 4 Заключение, или Пинто и человек

Какая лошадь является самой популярной в мире? О, если задать этот вопрос любому знатоку этих замечательных животных, каждый ответит на него по-разному. Кто назовёт арабского скакуна, кто – ахалтекинца, кто – английскую чистокровку или ещё какую-нибудь породу из категории верховых… Но любой этот ответ будет верен лишь наполовину, потому что спрошенные наверняка будут называть чистокровные, исторически сложившиеся породы, и мало кто вспомнит о том, что кроме них есть ещё и т.н. цветовая порода лошадей, чья однотонная масть разбавлена белыми пятнами разной формы и расположения. В средние века их считали второсортными и чуть ли не бракованными по сравнению с лошадьми, имевшими однородную масть, теперь же ростом своей популярности они словно навёрстывают века пренебрежительного к себе отношения. Речь идёт о лошадях породы (хотя, наверно, её будет правильней назвать «породной группой») пинто, которые у многих наверняка ассоциируются с американскими вестернами.

Туманная история лошади

Скорее всего, так никогда и не будет достоверно установлено, откуда же родом эти загадочные пинто, наверняка можно сказать лишь одно: в Америке – их современной родине – они появились в начале Конкисты (20-е годы XVI века) вместе с испанскими завоевателями (историк Конкисты Берналь Диас дель Кастильо прямо указывает на то, что пегие лошади были завезены солдатами Фернандо Кортеса). На тот момент они уже были очень широко распространены в Европе и, пережив волну своей популярности, медленно приходили в упадок, о причинах которого, как и об их изначальной родине, мы можем лишь гадать. Зная, что одно время пегие лошади были чрезвычайно распространены и содержались даже в конюшнях некоторых императорских дворов, можно предположить, что в какое-то время они просто не выдержали конкуренции с входившими в моду первыми чистокровными верховыми породами («андалузцами» и «англичанами»), обладавшими лучшими по сравнению с ними скакательными качествами. Освоение нового континента и потребности первых американских поселений оказались очень удобным способом решить проблему лишних лошадей, которые наверняка в силу своей слабой востребованности начинали доставлять своим владельцам определённые хлопоты.

Далее снова начинаются версии. По одной из них, пегие европейские лошади, оказавшись в новых условиях существования, убегали от своих хозяев, дичали, сбивались в табуны и попадали в руки североамериканских индейцев, которые объезжали их и воспитывали по своему усмотрению. По другой версии, эти лошади также не пользовались успехом среди первых американских поселенцев и, возможно, служили предметом обмена или торговли с индейскими племенами. Как бы там ни было, но лошади, имевшие естественную пятнистую маскировочную окраску, оказались необычайно популярны среди местного населения, по достоинству оценившее их резвость, выносливость и способность прятаться в зарослях. При охоте и перманентных войнах между теми или иными племенами эти качества животных оказывались как нельзя более кстати. И хотя из всех племён (а их на момент заселения Северной Америки колонистами, по разным оценкам, насчитывалось от четырёх до пяти сотен) навыками селекции обладало только племя не-персе, коренные североамериканцы сделали очень многое для того, чтобы сберечь пегих лошадей как вид животного мира и не дать им пропасть. Со временем эти разнородные по своему составу лошади дали начало знаменитой индейской породе аппалуза, а на Диком Западе даже стали его неофициальным символом.

Пинто в наши дни

Существует три классификации этой породной группы: по росту в холке, по внешнему виду (хотя правильней было бы её называть по целевому назначению) и по виду и расположению узора. Согласно первой классификации, лошади пинто делятся на:

  • Миниатюрные (рост составляет меньше 86 см).
  • Миниатюрные Б (до 96 см).
  • Пони (до 142 см).
  • Лошади (142 см. и более).

    Вторая классификация делит лошадей пинто на:

  • Породный (или характерный) тип, который, по мнению американцев, наиболее свойственен лошадям пинто. К нему относится, в частности, квартерхорс – «четвертьмильная лошадь», считающаяся первой породой, выведенной белыми колонистами на территории Нового Света ещё в начале XVII века.
  • Верховой. Включает в себя пегих лошадей некоторых официальных пород – например, американской верховой, теннесийской, шетландского пони, хакнэ (или норфолькского рысака).
  • Охотничий. Объединяет пятнистых лошадей, принадлежащих к чистокровной верховой породе, валлийскому пони и некоторым породам, близким к вышеназванным по экстерьеру.
  • Прогулочный. Сюда относятся арабские пегие скакуны и порода морган, символ штатов Вермонт и Массачусетс

    Наконец, третья классификация, которой придерживаются в США и в Англии, делит всех пинто на два вида: тобиано (самый распространённый тип пегости) и оверо, получившие свои названия по результатам проявления одноимённых доминантных генов. Лошадь с геном тобиано (ТО) обладает следующими отличительными признаками:

  • Оба бока тёмного цвета даже при максимальной пятнистости.
  • Все четыре ноги белые – или полностью, или ниже колен.
  • Обычно двуцветный хвост.
  • Наличие «щита» – тёмных участков, спускающихся по шее к груди и имеющих овальные или округлые очертания.
  • Голова имеет цвет основной масти, однако возможно её разбавление белыми пятнами.
  • Белые пятна расположены по всему телу, иногда хаотично, одно обязательно пересекает позвоночник.
  • При наибольшей пегости тёмными остаются только голова и живот.
  • Иногда присуща гетерохромия (один глаз синий или серый).

    Одно из преимуществ этой масти, благодаря чему она является столь распространённой и желательной для заводчиков – это отсутствие у её носительницы наследственных заболеваний.

    Особенность гена тобано в том, что он может проявляться с разной степенью интенсивности, благодаря чему у одномастных родителей могут родиться пятнистые жеребята. Среди иппологов бытует версия, согласно которой это явление связано с существованием помимо гена тобиано ещё одного, т. н. неаллельного гена, от которого зависит появление пегой масти. Проще говоря, если у лошади какой-либо породы есть ген тобиано, но нет неаллельного гена, она будет одномастной и будет приводить таких же жеребят до тех пор, пока в роду не проявится неаллельный ген.

    Вид оверо (или овер, обозначается как OV) подразделяется на три подвида:

    Для подвида фрейм оверо, к которому относятся носители гена фрейм (Fr), характерны следующие особенности в окраске лошади пинто:

  • Пятно (белое либо мастное) обрамлено другим цветом, обычно «рваном». Зачастую такие пятна видны на шее, боку и крупе.
  • Белое пересекает спину лишь в двух случаях: при его сильном преобладании и при «медицинской шапочке» (от основного окраса остаётся лишь окрашенный верх головы с ушами).
  • Все ноги или хотя бы три окрашены в основную масть.
  • Одномастный хвост.
  • Бесформенный окрас головы.
  • Зачастую голубые глаза.

    В своём гомозиготном состоянии ген фрейм приводит к смерти новорожденных. Причиной служит недоразвитие ободочной кишки, из-за чего жеребята не могут испражняться, страдают от колик и умирают за двое суток. Чтобы такого не происходило, в США практикуется спаривание лошадей пинто на основе анализа ДНК на наличие гена фрейм.

    Сабино оверо (обозначается как Sb) – это окрас, при котором лошадь имеет белые отметины на ногах, иногда охватывающие всю их длину, на животе с переходом на бока и белое пятно на голове, напоминающее собой фонарь или лысину, часто захватывающее нижнюю губу. Возможны две вариации окраса: как чистое белое пятно с «рваными» краями или как наличие белого волоса в смеси с основной мастью. Второй вариант похож на чалость, но с точки зрения генетики это – совершенно разные явления. Существует как минимум две теории, объясняющие происхождение этого типа пегости. Согласно первой, у лошади есть особый ген N, при чьём доминировании в окрасе появляются белые пятна. По второй версии, за любое количество белых пятен ответственен только ген пегости Sb (сабино), однако большинство специалистов полагает, что степень его проявления, подобно окрасу тобиано, контролируют несколько неаллельных генов. Косвенным доказательством этого может служить открытие одной аллели локуса сабино, имеющей специальное обозначение Sb1, которая в гомозиготном состоянии даёт наибольшее проявление – полностью белый окрас лошади.

    Сплешед уайт оверо (Spl) – наиболее редко встречающаяся разновидность этого окраса, при которой белые пятна будто разбрызганы по всему корпусу и имеют нечёткие очертания. Отличительной особенностью лошади такого окраса может быть глухота. Наилучшее описание этого подвида таково: лошадь выглядит так, будто прогулялась по глубокой луже с белой краской, заодно засунув в неё морду по уши. Генетики предполагают, что сплешед уайт, классифицирующийся как неполный доминантный ген, есть у каждой лошади, но его проявление зависит от количества таких генов в её генотипе. Не так давно возникла ещё одна версия, объясняющая возникновение этой разновидности. Согласно ей, она регулируется не одним, а целой группой неаалельных генов.

    Изредка встречаются лошади пинто с двумя генами – тобиано и оверо, – доставшиеся им от родителей (первый – от отца, второй – от матери). Такой тип породы называется товеро и вызывает наибольшие споры среди специалистов при определении. Теоретически предполагается, что жеребёнок должен унаследовать тот тип родителя, у которого больше всего белого в окраске, но так бывает не всегда: до сих пор неизвестно, в какой степени родители передают своему потомку пятнистый ген. Кстати сказать, подобное присуще и остальным типам пегих лошадей, поэтому их разведение порой напоминает лотерею: никогда нельзя предугадать, какой именно тип пегости унаследует жеребёнок. В итоге окрас товеро приобретает очень необычный внешний вид, но – и в этом заключается основная особенность данного типа, приводящая к путанице – по своим характеристикам он может принадлежать как тобиано, так и оверо, но с особенностями товеро в обоих случаях. Зачастую жеребят с таким типом окраса регистрируют по одному из родительских типов, однако есть несколько однозначных признаков, позволяющих выделять этот тип в отдельности:

  • Подвид оверо с тобианоподобными пятнами, но без белых волос на спине.
  • Оверо с чёткими тобианоподобными пятнами без «рваностей».
  • Тобиано с пятнистым рисунком типа «шляпа» или «фонарь» (лысина) и с зубчатыми овероподобными пятнами.

    Всё остальное – предмет долгих дискуссий между коневодами, часто заканчивающиеся классифицированием спорного случая как «тобиано с особенностями товеро».

    Изредка у пинто бывают случаи рождения одноцветных жеребцов. Причины этого специалисты также видят в причудливом влиянии генов и их передаче по наследству. Однако если кому-нибудь придёт в голову поэкспериментировать и скрестить носителя гена фрейм с носителем товеро или двух лошадей с геном фрейм оверо, эти эксперименты обречены на неудачу: каждый четвёртый жеребёнок умрёт в первые же часы своей жизни.

    Как обычной лошади стать пинто

    Как пинто может быть зарегистрирована любая пятнистая лошадь с площадью белого на ногах и/или на голове:

  • Для лошадей – не менее 10 кв. см.
  • Для пони – 7,5 см. кв.
  • Для миниатюрных лошадей – 5 см. кв.

    Видимо, из-за такой демократической широты и возникающей порою путаницы, наверняка расцениваемой как хаотичность, пинто до сих пор не признают на международном уровне как породу. Весьма вероятно, что её по-прежнему рассматривают как сбор лошадей различных пород, отбракованных во время племенного разведения по несоответствию масти (особенно строгими требованиями в этом отношении отличается чистокровная верховая лошадь), но если это так, то долго игнорировать их существование или относиться к ним таким образом будет невозможно. С 1984 года существует Американская ассоциация пинто, в которой уже зарегистрировано около 125 тыс. пегих лошадей из более чем полусотни стран мира, и это количество стремится лишь к своему увеличению. Сами же американцы, помимо прочего, различают не только пинто, но и т.н. американскую расписную лошадь, или «пэйнт хорс». Если к пинто они относят любых пегих лошадей и пони, кроме тяжеловозов, то право назваться пэйнт хорс имеют лишь пегие представительницы двух пород – квартерхорс и чистокровной верховой.

    Читать еще:  Что характерно для лошади после случки

    Заключение, или Пинто и человек

    Не будет большим преувеличением сказать, что эта порода сейчас переживает волну популярности. Лошадей пинто снимают в кинофильмах, и не только в вестернах; они выступают на различных национальных соревнованиях и шоу и в цирковых представлениях, в конкуре и в выездке; их можно встретить в частных фермерских хозяйствах, в личном владении и в туристическом аттракционе. Популярность пинто напрямую влияет на цену: средняя её стоимость колеблется в пределах 3 – 10 тыс. евро, причём на неё влияет целый ряд факторов, начиная от состояния здоровья, возраста и гендерной принадлежности и заканчивая престижностью конезавода и его удалённостью от конечного покупателя.

    Американцы искренне любят лошадь пинто и очень обижаются, если в разговоре с ними не говорить о ней как о породе: для них это – гордость и чуть ли не национальный символ своей страны и в чём-то даже истории. С другой стороны, её невозможно не любить: лошадь пинто славится своим дружелюбием по отношению к человеку и к другим лошадям, энергичностью, прилежанием, послушным и спокойным темпераментом, благодаря чему с ней относительно легко управляются даже непрофессиональные наездники. Конечно, среди них тоже попадаются агрессивные экземпляры – всё-таки пинто – это не однородная порода, – но такие случаи можно расценивать как исключение, нежели правило.

    Правда, за ней нужен тщательный уход, выражающийся в соблюдении следующих правил:

  • Обязательная чистка и отмывка лошади в тёплое время года (для холодного можно использовать скребок). При чистке следует особое внимание уделить хвосту, гриве, копытам и ноздрям.
  • Промывка ноздрей и удаление влаги после каждой прогулки.
  • Поддержание конюшни в сухости и чистоте. Летом её следует часто проветривать, а зимой – отапливать, чтобы в конюшне не развивались не сырость, ни плесень.
  • Соблюдать трёх-четырёхразовый режим кормления, не только выпасая на лугах и полях, но и задавая сено и траву в конюшне, а также добавляя в корм специальные витаминно-минеральные добавки. Кормить лошадь нужно в одно и то же время, количество задаваемого за раз корма не должно превышать нормы. Любой сбой в режиме отрицательно скажется на нежной и хрупкой пищеварительной системе лошади. Такой же строгости и точности нужно придерживаться и в отношении питьевого режима, причём вода должна быть комнатной температуры.
  • Обязательно прогуливать лошадь, чтобы не застаивался её опорно-двигательный аппарат.

    Все эти требования – залог здоровья и долголетия такой замечательной «окрашенной» лошади. Чем более досконально они будут соблюдаться, тем дольше она пробудет рядом со своим хозяином, радуя его глаз своим нарядным необычным экстерьером и редким нравом.

    Тайный смысл мультфильма «Ёжик в тумане»

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp

    Этот шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. В нём нет чёткого сюжета, явно рассказанной истории. Каждая сцена — метафора, каждый кадр — визуальный диалог со зрителем. Поэтому мы можем лишь подступиться к этому мультфильму, рассмотрев его как некое философское высказывание о подсознании, смерти и можжевельнике.

    Ёжик — воплощённый Хаос

    С первых кадров невозможно не обратить внимание на странный вид главного героя — Ёжика. Он абсолютно не похож на настоящих ежей, у которых иголки растут из туловища.

    Нет, этот Ёжик — нагромождение хаотичных линий, будто его форма была вдохновлена абстрактным экспрессионизмом. Для эксперимента заменим Ёжика на фрагмент работы классика этого жанра Джексона Поллока: Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE

    Художники этого движения спонтанно выражают внутренний мир, потому что хотят задействовать подсознание. Вот какой смысл несёт такой неожиданный внешний вид персонажа.

    Сова из картин Иеронима Босха

    Итак, некое порождение подсознания по имени Ёжик бредёт по полю. За ним из-за тёмных силуэтов выступает настоящее чудовище. Сова — это очевидная отсылка к картинам Иеронима Босха, нидерландского классика живописи. Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/Скриншот © L!FE. Фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (1500–1510)

    Босх постоянно изображал сову на своих картинах. Искусствоведы считают, что сова у Босха символизирует греховность, глупость и духовную слепоту. Хулиганская сова в следующих сценах буквально издевается над Ёжиком, за что он презрительно называёт её «психом».

    Лошадь как символ смерти

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE

    Главный герой доходит до опушки и видит в тумане лошадь. Лошадь — это определённый религиозный символ. Во-первых, в западнославянской мифологии белый конь — это дитя Белобога, светлого божества. Во-вторых, лошадь, тем более белую и светящуюся, воспринимали как проводника на тот свет. Хаотичный Ёжик как сумрачное порождение подсознания вытесняется из нашего мира, и на границе бытия его уже встречает лошадь. Он и сам думает о смерти:

    Туман отсылает к шедевру Верещагина

    В тумане Ёжик сталкивается с самим мирозданием, выраженным в виде представителей подземного, земного и небесного царств. Из темноты выползает улитка, выходит слон, вылетает сова. Вокруг Ёжика вьются белёсые насекомые, как грифы на знаменитом натюрморте Верещагина «Апофеоз войны»: Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/Скриншот © L!FE. Василий Верещагин, «Апофеоз войны», 1871

    Древо жизни за границей разума

    В конце этого чистилища стоит гигантское дерево. Это настоящее древо жизни, уходящее ветвями за границу разума. В нём соединены все три мира — подземный, земной и небесный. Ёжик явно потрясён деревом-гигантом, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание.

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE

    Адская река Стикс

    В конце своего метафорического путешествия Ёжик оказывается в реке. Очевидно, что под этим водным потоком подразумевается Стикс, адская река из древнегреческой мифологии, в которой возникли первобытные существа. Одно из таких существ выносит на своей спине Ёжика, полностью смирившегося со своей грядущей кончиной.

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE

    Сцена в тёмном лесу как отсылка к хоррору

    Сцена в тёмном лесу, который необходимо перейти Ёжику, нарочито сделана в стилистике фильмов ужасов, несмотря на то что мультфильм предназначен для детского просмотра. Всё будто бы снимает прибор ночного видения: нечёткие детали, зеленоватое изображение. Кроме того, камера словно находится в руках несуществующего оператора, который то идёт позади Ёжика, то пятится прямо перед ним. Всё это лишь усиливает ощущение угрозы, до времени невидимой.

    Цитата из «Соляриса» Тарковского

    Большим источником вдохновения для Юрия Норштейна послужило творчество режиссёра Андрея Тарковского. Мультфильм покадрово повторяет первые несколько минут фильма «Солярис», вышедшего в 1972 году за три года до «Ёжика в тумане». В нём актёр Донатас Банионис, щетинистый, как ёж, точно так же, как герой мультфильма, идёт по туману, видит в нём лошадь, оставляет свою котомку на пне и оказывается в реке.

    Эти работы объединяет тяга к исследованию бессознательного. Спуск туда очень опасен, такое путешествие грозит безумием. Уязвимость человека и ежа в глубинах подсознания призван символизировать хрупкий лист.

    Совы-фашисты

    Автобиографичная картина Федерико Феллини «Амаркорд» также очень точно цитируется. В бесконечном тумане посреди таинственного леса оказывается маленький мальчик:

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE. Кадр из фильма «Амаркорд»/ Скриншот © L!FE

    Из тумана в «Амаркорде» выходят такие же монстры, как и в «Ёжике в тумане», — дуче и его фашистская свита:

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE. Кадр из фильма «Амаркорд»/Скриншот © L!FE

    Психоделия и расширение сознания

    Наконец, невозможно упустить из виду уклон произведения в исследование изменённого сознания. Ёжик по сюжету идёт по лесу к своему другу Медвежонку, но по дороге застревает в фантасмагоричном мире, где бродит в полуобморочном состоянии. На это всячески намекают по ходу мультфильма: неоднократно упоминаются некие «можжевеловые веточки», которые сердобольный друг всё подкидывал в костёр. Существует вид можжевельника, при сгорании выделяющий вещество норпсевдоэфедрин, это стимулятор центральной нервной системы. Если предположить, что события развивались в обратном порядке и Ёжик сначала пришёл к Медвежонку, который уже подкинул «веточек», то перед исследователем представляется картина путешествия психонавта в подсознательное.

    Сначала у Ёжика активизировалась двигательная активность: он начинает «идти» к Медвежонку, хотя он всё это время сидит рядом.

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp

    Потом окружающий Ёжика мир теряет реалистичность. Цвета становятся тусклыми, вокруг неожиданно образуется густой туман. Возникают акустические эффекты: какие-то голоса, эхо. В темноте проявляются пугающие и яркие визуальные галлюцинации: совы, летучие мыши, улитки, слоны. Норштейн даже смелеет и начинает цитировать бывалого психонавта Хантера С. Томпсона (книга «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», вышла за четыре года до «Ёжика в тумане»):

    Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp

    Главной в трипе является сцена в реке. Ёжик впадает в гипнотический транс, разговаривает со сверхъестественным трансцендентным существом , которое доставило сознание Ежика обратно к костру.

    Коллаж © L!FE. Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE

    Белая лошадь, или в тумане странных слов

    Беседа с Мастером Го

    — Учитель, иной раз, беседуя с вами, я ощущаю себя так, словно заплутал. Каким-то ёжиком в тумане из мультика… Я понимаю все ваши слова, их смысл, но чувствую, что за ними есть что-то ещё, то, что от меня ускользает, и чего я не ухватываю… Что-то такое… Едва уловимое… Как та белая лошадь в тумане…Вот только что она была видна…, а вот её уже и нет. Да и была ли? Может и не было вовсе, а просто померещилась, и на самом деле это всего-навсего игра воображения и сгущений тумана…
    — Постригись коротко. Будешь больше похож…, — чуть прищурив глаза, посоветовал собеседник.
    — Я очень серьёзно, Учитель…
    — Вот как… Ну, что ж… А я всерьёз пытаюсь научить вас видеть Мир не придуманным, а таким, каков он есть. И моя надежда — ваш собственный свежий взгляд под неожиданным углом. Вот и подталкиваю порой…
    — Учитель, Вы совершенно естественно перемещаетесь в этот ваш Мир, который стоит под углом к нашему, но нам он недоступен и не виден. То ли по неумению, то ли из-за тумана… Уж не знаю. У вас там все по-другому! На другом уровне и в другой плоскости. Но вы в нём — как рыба в воде, а я… Я как рыба на берегу…
    — Ты ошибаешься. И со временем поймёшь и научишься. Во-первых, это – не мой Мир. Мир – один, общий. А этих, что под углом, отражённых, — множество. А во-вторых, я не перемещаюсь. Я нахожусь в них одновременно в каждом и во всех, а когда нужно добавляю новые.
    — Хотел бы я так уметь…
    — Научишься.
    — Я стараюсь, Учитель.
    — Многое в жизни достигается упражнением. Пробуй.
    — Пробую… Но, похоже, я что-то важное делаю не так.
    — Сказать тебе, в чём твоя главная ошибка, из-за которой ты, случается, не понимаешь путанных, как тебе кажется, объяснений? Она — в привычке к анализу. В привычке понимать каждое слово и фразу отдельно. Каждый фрагмент – сам по себе. Каждый образ – порознь, и только потом пытаться их связать, сложить и осмыслить мозаику.
    Но если ты рассредоточишься и впустишь в себя весь текст, всю речь, все повествование целиком, без анализа и идентификации смысловых кусков, всё вместе…
    Это случается иногда, когда ты или устал, или рассеян и поэтому не зациклен на других проблемах, или, наоборот, — свеж с утра и просто не успел собраться и озадачиться. Тогда «туман странных слов» невольно проникает в тебя целиком, как единая субстанция, и внезапно исчезает, приняв форму нового образа. Вспомни! Ведь бывало? Раз, и нет никакого тумана… Наступает прозрение. Или, если обозначить правильно, — понимание озарением.
    — А не могли бы вы каким-то образом помогать в этом? Ну, может быть, подсветить, что ли, чтобы озарить?
    — Ты пробовал включать фары в тумане? Сильно помогает? К тому же это твоё озарение, а не моё. И туман – тоже твой, — и он засмеялся.
    — Я понимаю. Не все можно передать словами. Об этом писал Гессе в книге про стеклянные бусы, да и многие другие.
    — Это безусловно верно, и это очень мудрая книга, но сейчас речь о другом. О возможности «Видеть». Или «не видеть», если хочешь. Не видеть тумана, но Видеть «лес за деревьями», как говорит пословица. Улавливаешь? Лес — как новое целое, как некую особую сущность, вместо фрагментов, индивидуальных или обобщённо-усреднённых. Лес — вместо множества стволов, как объект, как «множество», обладающее своими собственными качествами и свойствами, но и в то же время, как простое скопление деревьев.
    — Для этого нужно рассмотреть явление как бы из разных отражённых миров, путешествуя по ним?
    — Не совсем. Сразу из всех. Хотя для начала и так сгодится.
    — Сложить из увиденных плоскостей объёмную фигуру…
    — Верно. Почти… В каждом из Миров-отражений есть своя плоскость, грань исследуемого нами явления. Каждого явления. Любого явления.
    Мастер Го на секунду задумался и продолжал:
    — Когда рассматриваешь камни на доске, сужая и расширяя рамки пространства, то содержание и смысл позиции меняются порой с точностью до наоборот. И только впустив в себя все размерности, ты получаешь образ целого. Мы называем это Виденьем. Его нельзя получить даже синтезом. Синтез делается на основе анализа. То есть анализ ему предшествует, и люди сначала расчленяют целое. В неведении и сослепу они разбивают драгоценную тонкую вазу, а затем ощупывают каждый черепок по отдельности, гадая, для чего он нужен. И только потом пытаются состыковать эти осколки друг с другом, причём зачастую донце с ручкой. Теперь цель этих простаков — угадать предназначение и суть целого. Немудрено, что результатом чаще всего становится никогда не существовавший в природе ночной горшок вместо уникальной вазы династии Цин.
    А ведь достаточно было просто смотреть, разглядывая, и подождать, и не торопиться с суждением, и несколько раз поменять размерность изучения… То есть рассмотреть вблизи и отодвинуться подальше, а затем, при необходимости, взглянуть на объект с разных сторон и под разными углами. культура, искусство, психология, математика…
    — Кажется, я начинаю понимать… А сколько всего может быть таких миров, сторон, углов, размеров?
    — Сколько нужно. Ты невнимателен. Я же говорил, что при необходимости создаю новые.
    — Учитель, а как вы определяете, сколько нужно?
    — Если мне для чего-то не хватает деталей, я добавляю граней, изменив угол или размерность, пока подробности не становятся видны отчётливо… Если ты видишь что-то недостаточно ясно, то ты просто рассматриваешь его лучше. И если при этом обычного рассмотрения недостаточно, то зажигаешь свет, или берёшь увеличительное стекло, или попросту разворачиваешь вещицу так, как тебе удобнее.
    — Это требует усилия воли? Сосредоточенности?
    — Наоборот. Это происходит естественно и само по себе и в меру необходимости.
    — Что-то вроде шибуми?
    — В каком-то смысле, но не тождественно.
    — И это тоже Го? Или все же нечто другое?
    — Да, это Го, но — другое. Следующее. Го «за гобаном».
    — Как попасть за гобан?
    — Через гобан, — и собеседник опять засмеялся. — Именно на нём нарабатываются навыки невербального мышления. Мышления геометрией, образами, а затем и процессами или континуумом.
    — Континуумом.
    — Непрерывностью. Это следующий этап. Всему своё время… Пока и сказанного достаточно.
    — Через гобан… Есть только такой способ?
    — Нет, конечно. Их множество. Но Практика И-Го — один из самых совершенных. Может быть, самый лучший… из известных. Вспомни «Игру в бисер»… Это параллель. Г.Г. неплохо все описал.
    — Я хочу научиться этому. Представляю эффект! Я и сейчас-то не всегда думаю словами, и это — вдвое, втрое быстрее и полнее. А возможно ли вообще обходиться без них?
    — Тогда окружающие окончательно перестанут тебя понимать, — рассмеялся Мастер Го, — и зачислят в законченные придурки. А если серьёзно, то зачем же наотрез отказываться от инструмента, которым владеешь? Освоил новый? Теперь их два. Пользуйся каждый раз тем, которым сподручнее.
    Кстати, это касается и анализа. Прекрасный инструмент, равно как и синтез, но… эта пара — для конкретного дела и особых целей. Я уже упоминал их результат… Мозаика. Собранное из кусочков… Ты видел когда-нибудь мозаику? Или витраж?
    — Конечно.
    — Они способны породить образ, но сами при этом не являются цельными. Из-за этого, и ещё из-за ступенчатой сложности всего процесса, приводящей к увеличению числа ошибок и возникновению погрешности в образе, в большинстве случаев прямое Виденье оказывается более эффективным.
    — А что ещё приносит Виденье? Что потом?
    — Видишь ли… — он мимоходом улыбнулся игре слов, — научившись Видеть, человек получает возможность разглядывать среди всего прочего и самого себя, а от этого, у привыкшего и умеющего творить, остаётся всего один шаг до управляемых перемен. Именно поэтому этот этап Йи-Дао* обозначен формулой «Го учит изменяться», и он так же неотрывен от Практики, как и первый.
    — «Го учит Видеть»?
    — Ну, да.
    — А этот второй этап Пути…
    — Третий.
    — Третий?
    — Ага.
    — А какой же второй?
    — Увидев себя, важно прежде всего очиститься, то есть совершить освобождение ума и сердца от жажд, страхов и подселённых целей. Ведь они теперь становятся хорошо заметны, и, поверь, не вызывают симпатии. Ты ужаснёшься, присмотревшись, как много всяческих паразитов живёт в нашем разуме. И ты сам захочешь навести там порядок. Это непросто и займёт время, но сделать это совершенно необходимо, прежде чем начинать созидание нового. Иначе ты только наплодишь червяков или вырастишь монстра и урода, который уничтожит и твой «Аз», и твоё «Я». Так что второй этап – освобождение. «Го учит свободе».
    — А как понять, что он наступил?
    — Ты увидишь. Ведь Го учит Видеть, — и он снова улыбнулся.
    — Скорей бы.
    — Сегодня ты стал ближе к этому, чем был, и я рад, что на сей раз ты не заплутал в тумане, как это частенько бывало раньше. Теперь у тебя есть компас. Ты нашёл его. Заметь, между прочим, что это случилось немедленно, едва только ты всерьёз озадачился! Любопытно, правда? Поверь, это ещё одно проявление «загобанья»…
    — Спасибо, Учитель!
    — Погоди… ещё одна вещь… Виденье… Этот многогранный или многосторонний образ, о котором мы говорили… Он – всего лишь срез момента. Такая, знаешь, «многогранная грань большего», если хочешь… У неё есть не только сегодня и сейчас, которое мы разглядели, описали, огранили и приняли в себя, но есть и вчера, а также есть завтра, и это разные измерения-грани… И их немало… а вместе все это процесс… Непрерывность… Континуум… Его можно зрить и ощущать – Видеть. И им можно мыслить.
    — Это не совсем понятно, но я запомню и обдумаю…
    — Просто знай, что есть ещё что-то.
    — Поживём – увидим, Учитель…
    — Увидишь-увидишь. Теперь ты не ёжик, — и он в который раз улыбнулся. – Где там наши камни?

    Читать еще:  Описание лошади породы першерон

    ______________________________
    * Почти то же самое, что Путь Го.

    Туманная история лошади

    • ЖАНРЫ 359
    • АВТОРЫ 256 199
    • КНИГИ 586 757
    • СЕРИИ 21 787
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 542 843

    Уже несколько тысячелетий лошадь служит человеку. На лошадях пахали, охотились, перевозили грузы, воевали, их выращивали на мясо. Но самое главное — лошади связывали земные пространства: без них невозможно было бы возникновение первых империй, и вся человеческая история сложилась бы иначе. За обладание ими вели войны, их берегли пуще зеницы ока, но порой — как ценное имущество — уничтожали, дабы они не достались врагу. Историк и ипполог Вера Курская рассказывает о лошадях древних царств, скифов, греков, римлян, кельтов, византийцев, гуннов, монголов, Арабского Востока, европейского Средневековья, Индии, Китая, Японии, Древней Руси… И, конечно же, о величайшем разнообразии современных пород — от красавцев-скакунов и степенных тяжеловозов до карликовых аппалуза-пони. А также о приемах верховой и упряжной езды, конструкциях экипажей и традициях коннозаводства разных стран. Фактов, собранных в этой интереснейшей книге, с лихвой хватит на обширную энциклопедию.

    Возрастных ограничений нет

    История лошади в истории человечества

    Собака друг человека, но лошадь делала историю.

    Исидор Севильский (ок. 560–636), стоявший у истоков средневекового энциклопедизма, в своих знаменитых «Этимологиях» выводил слово «iumenta» (кобыла) от латинского «iuvat» (помогает). Происхождения слов, по Исидору, во многом ошибочны, но для нас важно, как в них отражались представления автора и его современников о мире. Видимо, по мнению великого энциклопедиста, суть кобылы и любой лошади вообще заключается в том, что она помогает человеку, и в этом он, безусловно, прав.

    Лошадь помогала человеку на протяжении всей истории. На лошадях пахали, охотились, перевозили грузы, воевали, они служили людям пищей и спасали жизни. А еще они объединяли пространство — без лошадей невозможно было бы возникновение древних империй. За обладание ими вели войны, их ценили и берегли больше зеницы ока и в то же время уничтожали — порой вместе с людьми… Чем была лошадь для человека — другом, боевым товарищем, кормилицей. И чем она стала для нас в современном мире — спортивным партнером, домашним любимцем.

    Эта книга не претендует на полноту изложения информации о том, как человек использовал лошадь на протяжении мировой истории, поэтому не исключено, что кому-то из читателей ее содержание покажется недостаточным. Наша задача — показать основные закономерности взаимодействия лошади и человека, показать, как развивалось конное дело — способы использования, разведения лошадей и ухода за ними. Сразу предупредим читателя, что о кавалерии здесь мало материала: по этой теме уже выпущено достаточно книг, как научных исследований, так и популярных для широкого круга любителей истории.

    Благодарим тех, кто помогал в работе над этой книгой: берейтора, коневладельца и заводчика аппалуза-пони Юлию Красовскую, писателя, журналиста и знатока орловского рысака Елену Соколову, биохимика, специалиста по донской и буденновской породам и фотографа Татьяну Викторовну Зубкову, генетика, кандидата сельскохозяйственных наук, специалиста по владимирской тяжеловозной породе Сергея Игоревича Сорокина, специалиста по тяжелоупряжным породам, кандидата сельскохозяйственных наук Анну Вячеславовну Борисову, кандидата политических наук и знатока военной истории Ивана Владимировича Федякина, специалистов по арабской породе и заводчиков Татьяну Блохнину и Ксению Ловыгину, специалиста и заводчика арабских и тракененских лошадей Елену Верденберг, редактора журнала «Конный мир», журналиста и знатока ахалтекинской породы Елену Волкову, знатока ахалтекинской породы Анастасию Ефременкову, фотографа, журналиста и знатока белорусской упряжной породы Валерию Короткевич, специалиста по классической выездке и породам барокко Юлию Белокоссову, знатока скачек и чистокровной верховой породы Алексея Рыбкина, тренера, журналиста и знатока истории спорта Ирину Виноградову, спортсмена-троеборца Екатерину Цейтлину.

    Читать еще:  Как отдыхают лошади

    Зубы и скипетры: о проблеме одомашнивания

    «Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая» — так начинает Р. Киплинг свою знаменитую сказку «Кошка, которая гуляла сама по себе». Поэтому и наш разговор о лошади и ее отношениях с человеком мы начнем с самого начала — с того момента, когда дикая лошадь стала домашней.

    Биологи определяют систематическое положение лошади следующим образом: класс млекопитающих, сверхотряд копытных (Ungulata), отряд непарнокопытных (Perissodactyla), семейство лошадиных (Equidae), род лошадь (Equus), вид лошадь домашняя (Equus ferrus caballus). Возникновение лошади как вида — отдельный и очень сложный вопрос, но мы не будем освещать его в нашей книге, поскольку эволюция живых организмов — дело природы, а наша задача сейчас — рассказать о деятельности человека и его взаимодействии с лошадью.

    Семейство лошадиных насчитывает несколько десятков видов, но большинство из них вымерли еще в доисторическую эпоху. В наше время от этого семейства сохранилось лишь девять видов, и все они принадлежат к роду Equus, то есть являются более или менее близкими родственниками домашней лошади. Род Equus включает три подрода. К подроду лошадь (Equus) относится домашняя лошадь (Equus caballus) и лошадь Пржевальского (Equus caballus przewalskii Poljakoff). Подрод осел (Equus asinus) включает домашнего осла (Equus asinus somalicus), вымершего нубийского осла (Equus asinus africanus) и два вида, которых условно также называют полуослами, — кулана (Equus hemionus) и кианга (Equus kiang). Подрод зебр (Equus hippotigris) — это бурчеллова (горная) зебра (Equus zebra), зебра Грэви (пустынная) (Equus grevyi) и зебра Гранта (равнинная) (Equus quagga). Мы перечисляем всех ближайших родственников лошади, так как будем говорить об ослах, гибридах между лошадью и другими лошадиными и их использовании. Сейчас, однако, речь пойдет о собственно лошадях.

    Долгое время родиной семейства лошадиных считалась Евразия, но в последние годы большинство ученых склонились к мнению, что лошади родом из Нового Света. Лошадиные появились в Северной Америке около 4 млн. лет назад. Когда эта версия прозвучала впервые, она вызвала большие сомнения и даже насмешки, но сейчас обнаруживается все больше и больше палеонтологических находок, которые ее подтверждают. Например, в 1993 году на юконском прииске Голд Ран Крик были найдены останки лошади, возраст которых, согласно радиоуглеродному анализу, составляет 26 000 лет. Эта лошадь была найдена в вечной мерзлоте. Судя по остаткам шкуры, корпус ее был рыжеватым или коричневатым, а единственная нога, на которой сохранилась шерсть, была черной. В гриве были как черные, так и светлые, белесые пряди. Такая окраска типична для лошади Пржевальского и многих современных местных пород лошадей. Местными, или аборигенными, породами принято называть те, в формировании которых наибольшую роль сыграли природные факторы, а не целенаправленная селекция. Найденную лошадь отнесли к виду юконская дикая лошадь и назвали по-латыни Equus lambei, в честь палеонтолога Лоуренса Ламбье. Судя по анализу ДНК, эта лошадь генетически близка к лошади Пржевальского.

    5 историй о лошадях, от которых в жилах стынет кровь.

    Многие из этих легенд сильно смахивают на сказки и страшилки, которыми подростки пугают друг друга в летних лагерях, но мы-то с вами знаем, что дыма без огня не бывает. И даже в самой неправдоподобной истории есть частица истины. Некоторые истории грустные, другие жуткие. В любом случае особо впечатлительным советуем на ночь эту статью не читать.

    История первая о белой лошади

    Отгремела вторая мировая война, в стране была разруха, но села и города постепенно стали возрождаться. В одном из селений эта история и произошла. Стояла в этом селе конюшня, и вот что-то странное начало происходить с лошадьми. Вечером их по обычаю осматривали, кормили, поили, а наутро мужики стали замечать, что лошади взмыленные, гривы и хвосты спутанные, и вообще выглядели они так, словно их кто-то бил. Недолго думая, решили мужики в дозор заступить и посмотреть, что ночью с животными творится. Засесть-то засели, да вот разве трезвым усидишь столько времени, ну и выпили мужики. А после полуночи видят – входит в конюшню белая кобылица невиданной благородной породы и начинает со всей силы копытами лошадей бить. А те стоят, словно и не видят ее, защищаться не пытаются. Ну мужики набросились на обидчицу, а один дай и скажи, а давайте подкуем ее. Но то ли спьяну, то ли кобылица была не так проста, но удалось им подковать лишь одно копыто, а затем белая кобылица вырвалась на свободу и никто ее больше не видел. Кто знает, может и привиделась вся эта история нетрезвой компании. Наутро они хоть и рассказали всем, но особенно им никто не поверил. А жена одного из этих мужиков решила проведать старую бабку, жившую на окраине деревни, повеселить ее захотела. Да только зашла она в избу к ней, как тут же выбежала с криками. На крики сбежались жители села и, заглянув в избу, обомлели. Бабка та, лежа на печи, понося всех вокруг на чем свет стоит и бросая испепеляющие взгляды на жителей, встать все же не могла, потому что левая нога истекала кровью, ибо была подкована.

    История вторая о призраках из оврага

    История эта вполне современная родом из деревеньки где-то в Ростовской области. От деревни до села несколько километров пути, но для деревенских жителей это ерундовое расстояние. Вот как-то возвращались две подружки с праздника из соседнего села, лето, утренний туман, через длинный овраг перекинут деревянный мост. Да только через овраг никто не ходит – слава дурная. Идут девчонки по дороге, вдруг слышат сильный треск, словно обвалилось что-то, обернулись, ничего нет. Идут дальше, уже припустили быстрей, тут слышат фырканье, посвист, стук копыт. Оборачиваются, во все глаза глядят, и тут виденье в нескольких метрах от земли на них несется повозка, запряженная парой лошадей. В этот же миг послышался другой звук из мира реального – утренний автобус прорезал гулом мотора густой туман и разогнал мираж. Девчонки, конечно, чуть не поседели от страха, но до дома добрались целыми и невредимыми. А спустя еще некоторое время, рядом с оврагом заметили табун лошадей, парящих над землей в клубах тумана. Начали люди узнавать, что за овраг такой и выяснили, что во время великой отечественной войны здесь была большая битва, в том числе с участием лошадей. Их-то и видели в туманном мареве жители деревеньки. Видно не найти покоя павшим за родину людям и коням.

    История третья о страшном поступке.

    В этой истории лошадь занимает не центральное место, но мы все равно расскажем ее, почему, вы поймете в конце. Итак, речь пойдет об одном добром человеке. Жил он в глухой деревне в Западной Украине и занимался извозом на старой телеге, запряженной его любимой лошадью. Жена этого человека по всему видать была ведьмой, могла и порчу навести, могла и сглаз снять. Люди о ней знали и ходили. Вот однажды пришла к ней молодая девушка, отчаявшаяся ребенка родить. Старуха ей помогла, но предупредила, родишь ребенка, непохожего на остальных, мол, будь готова. Та согласилась и в положенный срок родила мальчика, но не светловолосого голубоглазого, как все в её роду, а с черными, как смоль, волосами и с черными, как уголь, глазами. Мальчик этот рос жестоким и неприветливым, уже и сама мать его побаиваться стала, как заметила, что тот к старухе стал захаживать, хотя дорогу ему никто к ней не показывал. Муж старухи, увидев, что та сотворила и какое горе принесла в семью девушки, решил покончить с этим одним махом. Дождался он, когда ребенок к старухе придет, закрыл засовы на дверях и ставни, да и поджег дом. А через некоторое время и сам разбился на той самой телеге с любимой лошадью. Как он разбился, жители недоумевали, ведь дорога на выезде из деревни была ровная, ухабов на ней не было, да и опыта старику было не занимать. Вся эта история может и позабылась бы в скором времени, вот только на рассвете не раз жители деревни заставали видение – очертания старика на телеге и вздыбившейся лошади. Говорят, он и по сей день охраняет эту дорогу. Жители по ней теперь не ходят, не хотят тревожить призраков, да и страшно.

    История четвертая о жутком подарке

    Одному мальчику на день рождения подарили панно с лошадьми. Мальчик, разумеется, хотел машинку на пульте управления или бинокль, но родители решили по-своему. Они повесили панно над его кроватью и порадовались, как преобразилась его комната. Панно мальчик решительно возненавидел, но перечить родителям не стал. Однако ночью мальчик проснулся от топота копыт. Он посмотрел на картину, и увидел, что она пустая, без лошадей. От ужаса ребенок закричал, но когда прибежали взрослые, панно приняло прежний облик. На следующую ночью все повторилось, но ребенок решил перехитрить нечистую силу и на телефонную камеру сфотографировал пустую картину. Проснувшись на утро, мальчик не мог найти своего телефона, за что ему здорово попало от родителей. Третьей ночи ребенок боялся сильно и решил спать не в комнате, а на кухне на маленьком диванчике. Но его это не спасло, и снова он услышал топот копыт, фырканье и ржанье, а затем он увидел табун призраков лошадей, стремительно несущийся на него. Одна из невидимых лошадей раздавила ему на руку, на крики снова примчались родители. Когда они увидели, что произошло и заметили на руке четкий след от подковы, они тут же избавились от злосчастного панно. Рука ребенка долго не срасталась, а когда срослась, ее пришлось ломать заново, потому что кости срослись неправильно. Но так и не выяснилось, что за такая злая сила была в этой картине и почему она приносила несчастье именно ребенку.

    История пятая о лошади и джентльмене

    Героиня этой истории занималась верховой ездой ЦМИ (центральный московский ипподром). Как-то раз, зимним темным вечером, возвращаясь домой после занятий и проходя мимо конюшен, она заметила фигуру огромного коня, от которой исходило небольшое свечение. Подойдя поближе, она увидела, что амуниция у коня далеко не современная, но богатая. Конь, заметив ее, фыркнул, прянул ушами, взмахнул хвостом и тихонько побрел дальше. Тут же девушка заметила еще одну фигуру, на этот раз мужчины, одетого так, словно он сошел со страниц романа 19 века. От его фигуры также исходило неяркое свечение. Человек внимательно посмотрел на невольную свидетельницу, сел на коня и они растворились в ночной темноте. С тех пор, девушка стала показывать в верховой езде хорошие результаты и выиграла соревнования. Она решила, что это тот джентльмен и его лошади ей помогают. Видимо что бывают не только страшные призраки, но и призраки, приносящие удачу.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector