30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский тяжеловоз порода лошадей описание фото уход и кормление

Чем отличается советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью.

Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью

История появления породы

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе. Брабансон, так называемая бельгийская тяжеловозная, поначалу имела довольно рыхлую конституцию и весьма сложно приспосабливалась к климатическим условиям российских территорий, куда была привезена для разведения. Однако скрещивание с кобылами отечественных пород смогло ликвидировать эти недостатки.

Еще одним несовершенством было довольно грубое телосложение брабансонов, не сочетавшееся с гармонично развитыми формами лошадей, к которым привыкли отечественные заводчики. Длительная работа над выведением идеальной породы лошадей позволила к 30 годам ХХ столетия выработать стойкие генетические свойства советских тяжеловозов.

К середине XX века иностранных брабансонов в СССР уже не осталось. Советский тяжеловоз соответствовал целиком и полностью требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1960-х гг. Уникальность новой породы заключалась в том, что она выделялась своей гармоничностью, скромными габаритами и активностью в противовес своим предкам.

Важно, что кобылицы отличались отличной молочной производительностью. Вскоре эта порода лошадей стала популярной.

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе

Регистрация породы как самостоятельной произошла в 1952 году. В СССР выведением тяжеловоза занималось два завода: Починковский и Мордовский, и в результате лошади первого завода имеют плотную комплекцию, удлиненное туловище и мощные ноги, а на втором заводе лошади выделяются большей сухостью и компактными размерами.

Значительная часть этой породы разводится на следующих конных заводах:

  • Починковский;
  • Мордовский;
  • Завиваловский;
  • Перевозский.

Галерея: советский тяжеловоз (25 фото)

Внешний вид лошади

Советский тяжеловоз очень красив. Мгновенно приковывает внимание их мускулистая шея средней длины. Спина ровная, поясница довольно широкая, как и грудь. Высота в холке — 160-170 см. Вес лошадей — 700-800 кг. Конечности сильные, крепкие и короткие, округлый живот. Морда у этой лошади очень выразительная с выпуклым профилем, уши маленькие. Окрас рыжий, гнедой или серый, грива и хвост средней длины, поэтому стрижка и уход за шерстью животного практически не требуется.

У лошадей этой породы иногда бывают внешние дефекты в виде косолапых и саблистых ног. На физические возможности они не влияют, но при их наличии животное может быть отстранено от племенного разведения.

Различают 3 внутрипородных типа советского тяжеловоза:

Экстерьер лошади очень мускулист, всем видом показывает мощь и силу своей породы. Вид отличается спокойным и послушным темпераментом, но при этом сохраняет в себе силу и энергичность, а их движения очень грациозны. Следует также упомянуть, что советские тяжеловозы — это самые крупные среди всех тяжеловозных пород. Они перевозят грузы в несколько тонн.

Парад жеребцов (видео)

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний. Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов. Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

В процессе скрещивания советских тяжеловозов с местными малопроизводительными лошадьми добротная трудовая лошадь выходит сразу в первом поколении.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

Лошадь владимирский тяжеловоз: уход и содержание

Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Читать еще:  Красивые клички для лошадей в виде таблицы

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Описание лошади владимирский тяжеловоз

Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.

У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.

Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.

Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.

Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.

Рабочие характеристики владимирского тяжеловоза

Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.

Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.

При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Перспективы разведения владимирского тяжеловоза

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

Порода лошадей советский тяжеловоз — особенности содержания

Это животное характеризуется внушительными размерами, мощностью, небывалой выносливостью, «богатырской силой». Чем еще интересна эта порода и какие особенности домашнего содержания существуют, разберем подробнее.

История породы

Первое упоминание о лошадях тяжеловозных пород обнаружены более 230 лет назад в Западной Европе. Эти животные появились в результате селекции, прародителями которых стали местные породы (ардены, першероны) и бельгийские брабансоны.

Появившиеся в результате скрещивания кони характеризовались отличными рабочими качествами, но внешний вид оставлял желать лучшего.

Примерно в 1880 году селекционные работы над тяжеловозной породой начались в России, когда возникла острая необходимость в доступной тягловой силе.

Первые успешные экземпляры скрещивания были представлены спустя 10 лет после того, как начались селекционные работы в этом направлении. На выставке, которая состоялась во Франции, был представлен жеребец по кличке Каравай. Это была улучшенный представитель породы арден. Он который завоевал признание жюри и был отмечен высокой наградой.

Удачный дебют тяжеловозной породы лошади стал началом серьезной селекционной деятельности: работы теперь были направлены на создание более сильного, выносливого. мощного коня, который должен отличаться еще и приятной внешностью.

Читать еще:  Долголетие лошади сколько в среднем живет конь

И новая порода с необходимыми качествами появилась на свет в 1937 году. Через 15 лет, в 1952 году, ее официально зарегистрировали под известным нам названием «советский тяжеловоз».

Описание

Особые эстерьерные качества и индивидуальный характер породы сформировались за многолетний селекционный период. Эти животные принадлежат к тяжеловозам невысокого роста, но, если сравнивать их с другими конями такого типа, данные лошади считаются наиболее крупными.

МастьЧаще всего животные бывают рыжие и бурые, редко встречаются гнедые и вороные экземляры
ТуловищеКрепкое, значительных размеров, удлиненное
ГоловаСредних размеров голова с большими ноздрями. Широкий лоб, плавно переходящий в мясистые щеки. На голове расположены маленькие стоячие ушки
ШеяКрасивая, с плавным изгибом, мощная, сильная
Грива и хвостВолосы чаще всего вьющиеся, объемные, пышные. Длина средняя, не достает до копыт
СпинаМускулистая, сильная, широкая, с небольшим прогибом в области поясницы
КрупРаздвоенный, немного вислый
ГрудьМощная, со стороны напоминает бочкообразную форму
КонечностиКрепкие, умеренно покрытые шерстью, по сравнению с другими породами немного коротковаты

Советские тяжеловозы делятся на 2 подвида Мордовского и Починковского конезавода. Характерная отличительная черта первых — компактность, для вторых — немного удлиненное крепкое туловище. Остальные экстерьерные особенности практически не различимы.

Преимущества и недостатки

Как любые другие животные, интересующая нас порода лошадей имеет ряд положительных качеств и отрицательных моментов.

Плюсы тяжеловозной советской породы:

  • Быстро адаптируется к неблагоприятной внешней среде (комфортно чувствует себя как в умеренном климате, так и в жарком);
  • Животное обладает уравновешенным характером, спокойным нравом, вспышек агрессивности не зафиксировано;
  • Непривередлив к пище, не требователен к условиям содержания;
  • Конь имеет высокий уровень работоспособности, выносливости, грузоподъёмности;
  • В течение длительного периода жеребец — производитель (до 25 лет) сохраняет свою тягловую работоспособность, репродуктивный возраст кобылы принято считать до 22 лет;
  • Высокая скорость и интенсивность роста парнокопытных малышей — жеребят;
  • Высокие показатели продуктивности молока;
  • Коней можно использовать не только для перевозки тяжестей, это универсальная порода.

Значительных недостатков у породы выявить не получится. Однако, они все же встречаются:

  • Некоторые представители породы страдают косолапостью и саблистостью конечностей. Хотя, как утверждают специалисты, на рабочие качества лошади подобный дефект не влияет.

Несмотря на отсутствие серьезных недостатков, работы по скрещиванию и усовершенствованию породы не прекращаются и по сей день: в разработке появление представителей крупного вида: высотой в холке более 1,5 м.

Разведение

Как уже было отмечено в преимуществах породы, кобылы отличаются высоким показателем молочности. За время лактации они способны выработать более 3 тысяч литров молока. Кобылы достигают репродуктивного возраста с 3 лет, с этого периода их случают с жеребцами.

Силу они набирают к 2,5 годам, поэтому для работы становятся пригодны именно в этот срок. Жеребята набирают вес интенсивно: ежедневный прирост массы здорового жеребенка составляет 1,9-2 кг. Трудно представить, но полугодовалые малыши весят почти половину тонны.

Кормление

Меню советских тяжеловозов должно быть питательным, сытным, обогащенным витаминами и минералами. Отличительная характерная черта коней состоит в том, что они способны употреблять без ущерба для здоровья грубую пищу, «подножный»корм. Но с целью укрепления работоспособности и хорошего самочувствия рекомендовано добавлять в ежедневный рацион парнокопытного следующее:

  • зерно (овёс, ячмень) — до 5,5 кг;
  • витаминизированное концентрированное питание — 1,8 кг;
  • сухую траву — 6–7 кг;
  • сочные корма, зеленку — до 2,5 кг;
  • мелко истолченную солому — до 1 кг.

Кроме того, лошади необходимо давать свежие корнеплоды: свеклу, морковь. Лето в идеальным питанием является сочетание свежей пастбищной травы с концентратами. Обязательным продуктом в питании тяжеловозов является соль.

Однако, необходимо запомнить следующее: лошадей этой породы запрещено перекармливать, так как систематическое переедание способно привести к воспалительным процессам в копытах и обезноживанию. Это сводит к нулю работоспособность лошадей.

Содержание

Содержат советских тяжеловозных лошадей, как правило, в специально оборудованных помещениях — конюшнях. Требования к содержанию следующие:

  • Размер конюшни не должен быть менее 3,5х3,5 м, с высотой помещения не менее 3 метров.
  • Пол необходимо залить бетоном или цементом (плюс дополнительно установить на него деревянный щит толщиной 5 см);
  • Настил: для комфорта животного на пол настилают древесные опилки, солому, торф и другие сухие материалы;
  • Вентилирование: это исключительно важное обязательное условие для содержания животного. Особенно опасно присутствие сквозняков в помещении, где содержится лошадь, так как постоянное движение воздуха негативно влияет на общее самочувствие лошадей;
  • Свет: необходим в течение 16 часов, поэтому устанавливают дополнительные источники света.
  • Поилки и кормушки и другая посуда, из которой принимают пищу животные, должна быть изготовлена из экологически безопасных материалов. В качестве поилки можно использовать обычное ведро на 6-8 литров из пищевого пластика. Стационарные кормушки располагают на высоте до 80 см от пола, этот размер подходит по росту животного, ведро с водой ставится рядом, непосредственно на пол.

Лошади хорошо переносят зимние минусовые температуры умеренного климатического пояса и даже способны жить в неотапливаемых помещениях. Распространенная причина недомоганий — сквозняки, влажность воздуха выше 75% и длительное нахождение под ярким изнуряющим солнцем. Зной эта порода парнокопытных переносят плохо, поэтому в жаркое летнее время необходимо предусмотреть для них дополнительное купание и частое обливание водой.


Порода Советский Тяжеловоз

С давних времен лошадь верно служит человеку. Существуют разные породы скакунов, различия между ними зависят от сферы использования. Зачастую к их помощи прибегают, когда нужна тягловая сила или средство передвижения. Бесспорным лидером среди самых сильных коней является Советский Тяжеловоз.

Характеристика лошадей породы Советский Тяжеловоз

Эту лошадь долгое время использовали в аграрной промышленности как альтернативу дорогой технике. Мощные скакуны легко тягали полевые плуги и перевозили тяжелый груз на дальние расстояния. Коневоды смогли привить тяжеловозам неприхотливость, выносливость и кротость.

Возникновение и использование

Тяжеловозная лошадь известна с давних времен. Ее использовали для сельскохозяйственных нужд, а также в составе тяжеловооруженной конницы. Физические параметры этого вида скакунов были необходимы людям по всему миру, что и породило множество линий этого вида жеребцов.

В СССР на Печинковском конном заводе № 23 также была выведена своя порода мощных коней, которых использовали в аграрной промышленности. Ученые взяли за основу Бельгийского Брабансона и путем селекции улучшили его тяговые качества и весовые параметры. Советская тяжеловозная лошадь официально считается самым крупным представителем своей породы и абсолютным рекордсменом по тяговым возможностям.

На сегодняшний день Советский Тяжеловоз мало используется человеком в сельском хозяйстве, поскольку техника требует меньших финансовых затрат. Однако эту породу скакунов все еще используют на лесозаготовках после специального обучения. Советский Тяжеловоз занимается транспортировкой срубленных бревен в России, Америке и Канаде.

Отличительной особенностью этой породы является ее скороспелость. При выведении тяжеловозов ученые держали животных в максимально строгих условиях, из-за чего этот вид жеребцов отличается неприхотливостью и быстрым взрослением.

Некоторые фермеры выращивают Советских Тяжеловозов на убой. Этот вид лошадей является источником большого количества мяса, а кобылы отличаются высокой производительностью молока. Цена конины не слишком высока на внешнем рынке, однако заводчики получают прибыль из-за количества конечного продукта.

Экстерьер лошади

У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

  • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
  • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
  • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
  • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
  • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
  • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
  • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
  • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.

Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

Характер

Среди особенностей характера выделяют:

  • спокойствие;
  • кротость;
  • неприхотливость;
  • выносливость.

Советский Тяжеловоз хорошо относится к человеку и редко проявляет агрессию. Подобные черты характера являются заслугой селекционеров, которые отбирали самых покладистых жеребцов для разведения. На сегодняшний день уравновешенность и флегматичность являются фирменными признаками породы, поэтому непокорных скакунов не допускают к случке.

Советский Тяжеловоз не переносит грубости и физического насилия. На лошадь нельзя повышать голос, иначе можно вызвать у нее приступ паники. С Советскими Тяжеловозами следует общаться спокойно и уверенно. Этот вид хорошо различает вербальные команды, и небольшое поощрение заставит их работать усерднее.

Порода славится высоким уровнем интеллекта, за счет чего животных используют для работы на лесопилках. Однако перед этим жеребец должен пройти обучение в течение года: неподготовленное животное может стать причиной аварии и многих жертв.

Читать еще:  Правила выбора клички для спортивных и племенных лошадей

Условия содержания

Тяжеловозные лошади славятся неприхотливостью в содержании. Для этой породы подойдет денник в 4 кв. м, что всего на 1 м больше, чем у пони.

Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:

  • В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
  • Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
  • Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
  • При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.

Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.

Уход за лошадями породы Советский Тяжеловоз

Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.

После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.

Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.

Рацион тяжеловоза

Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу. Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание.

Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:

  • Концентрированный корм — 2 кг в день.
  • Чистый овёс — 6 кг в день.
  • Разнотравное сено — 6 кг в день.
  • Сочный корм — 2 кг в день.
  • Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
  • Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.

Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.

Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:

  • костная и травяная мука;
  • рыбий жир;
  • жмых.

Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.

Заключение

Советский Тяжеловоз — один из самых крупных представителей непарнокопытных. Порода была выведена в СССР на племенном заводе № 23. Эти мощные кони использовались для перевоза груза и стройматериалов на большие расстояния. Также они работали в аграрной промышленности во время посевных.

Советские тяжеловозы лошади: описание, уход и кормление

В настоящее время экономическое значение лошадей значительно снизилось. Тем не менее спрос на них сохраняется, особенно на тяжеловозные породы, которых в некоторых ситуациях бывает выгоднее использовать, чем, к примеру, трактор. Одной из таких востребованных пород является советский тяжеловоз. Об особенностях его содержания пойдёт речь в данном материале.

Историческая справка

Порода была выведена в результате скрещивания битюгов, арденов и першеронов с брабансонами и суффольками. Селекционная работа началась ещё в конце XIX века, когда в Россию начали массово завозить бельгийских брабансонов.

Общая характеристика

Советские тяжеловозы считаются самыми крупными среди тяжеловозных лошадей. Это мощные, крепкие, выносливые животные, способные перемещать большое количество груза. Рассмотрим особенности их экстерьера и черты характера.

Внешний вид и телосложение

Внешний облик лошадей данной породы отличается следующими характерными чертами:

  • масть преимущественно рыжая или рыже-чалая (но встречаются гнедые и гнедо-чалые лошади);
  • рост в холке достигает 170 см;
  • вес лошади — до 1т;
  • шея коротковатая, мускулистая;
  • голова средних размеров, отличается очень широкими ноздрями и сравнительно небольшими прямыми стоячими ушами;
  • спина ровная, поясница широкая, круп раздвоенный и свислый;
  • ноги среднего размера, мускулистые, щётки умеренно обросшие.

Нрав и повадки

Характер у этих животных спокойный, покладистый, энергичный. Агрессии они, как правило, не проявляют (разве что в ответ на грубость или в стрессовой ситуации). Правильная линия поведения с ними — спокойный и уверенный тон при подаче команд. Повышать голос (а тем более кричать) нежелательно.

Использование

Советских тяжеловозов используют, прежде всего, для перемещения грузов. В ходе стандартных испытаний жеребец шагом тянет груз массой 4,5 т на расстояние 2 км. Кроме того, они могут ходить под седлом. Нередко их используют для улучшения других пород или же для получения более продуктивного потомства от непородистых лошадей.

Кобылицы отличаются высокой молочной продуктивностью: они в среднем дают по 3300 л молока в год, а рекордсменки способны выдать и более 6 000 л. В некоторых регионах представителей данной породы разводят для получения мяса.

Достоинства и недостатки

Представители данной породы обладают многочисленными достоинствами. Перечисляем:

  • высокая грузоподъёмность и выносливость;
  • спокойный характер;
  • нетребовательность к кормам;
  • сохранение работоспособности в течение длительного времени;
  • быстрое развитие жеребят;
  • длительность репродуктивного возраста;
  • высокая молочная продуктивность.

Ярко выраженных недостатков у данной породы нет. Однако у некоторых особей может быть неправильная постановка ног, что практически не влияет на их рабочие качества.

Правильное содержание

При всей своей неприхотливости советские тяжеловозы нуждаются в правильном уходе. Обеспечить такой уход несложно. Рассмотрим подробно основные принципы содержания представителей данной породы.

Конюшня

Для того чтобы советские тяжеловозы чувствовали себя достаточно комфортно, конюшня для их содержания должна отвечать следующим требованиям:

  1. Размеры денника — не менее 4 кв. м.
  2. Высота потолка конюшни — не менее 3 м.
  3. Нельзя допускать сквозняков, резких колебаний температуры и влажности в помещении, а также едких запахов.
  4. В обязательном порядке необходимо смонтировать систему вентиляции. Самая практичная — приточно-вытяжная система.
  5. Кормушки и поилки изготавливаются из нетоксичных материалов (к примеру, из нержавеющей стали или качественного пластика). В качестве поилки может использоваться ведро или смонтированная автоматическая поилка.
  6. Пол рекомендуется глинобитный, керамзитобетонный или цементный. В последнем случае дополнительно делают настил из деревянной доски толщиной в 5 см.
  7. В качестве подстилки можно использовать солому, торф, опилки или торфяно-опилочную смесь.
  8. Необходимо обеспечить 16-часовое освещение.

Холод советские тяжеловозы переносят хорошо. Если не бывает слишком сильных морозов, их можно содержать и в неотапливаемой конюшне. Жара переносится ими гораздо хуже. С перегревом животного борются путём его купания или обливания, ставят отдыхать в затенённые места.

Уход и уборка

Денник, кормушка и поилка чистятся ежедневно. Кроме того, необходимо каждый день чистить шерсть, расчёсывать гриву и хвост животного — в противном случае могут завестись паразиты. Если лошадей содержится несколько, то для каждой должны быть индивидуальные щётка, скребок и расчёска.

Видео: как правильно ухаживать за лошадью Нужно также осматривать копыта, извлекать застрявшие в них камушки и мусор. От мусора следует очищать и ноздри. Понадобится также регулярный осмотр зубов на предмет обнаружения механических повреждений. Плохим признаком является неприятный запах лошадиного дыхания. При его появлении необходимо обратиться к ветеринару.

Помимо всего вышеперечисленного, проводят регулярные ветеринарные осмотры животного, а также делают все необходимые вакцинации. Если тяжеловоз трудится на перевозке грузов, желательно придерживаться постоянного графика его работы и отдыха.

Рацион кормления и вода

Особо высоких требований к составу рациона данная порода не предъявляет. Тем не менее рацион должен быть достаточно сбалансированным. В примерной суточной норме питания желательно наличие следующих компонентов:

  • концентрированных кормов — до 2 кг;
  • овса — до 6 кг;
  • сена — до 7 кг;
  • сочных кормов — до 2 кг;
  • нарезанной соломы — около 0,5 кг;
  • при необходимости рацион дополняют витаминными и минеральными добавками.

Воду это животное потребляет в больших количествах. Она должна быть чистой. В конюшне предпочтительней установить автопоилку. Лошадь быстро привыкает к постоянному наличию воды и пьет её не впрок, а по мере необходимости. Итак, советские тяжеловозы обладают многими положительными качествами (в том числе и рабочими) и при этом неприхотливы к условиям содержания. Всё вышеперечисленное до сих пор делает их использование экономически оправданным, хотя далеко не всегда. Тем не менее интерес к породе сохраняется и в настоящее время, тем более что эти лошади (кроме своего прямого назначения) могут использоваться для производства молока или для улучшения других пород.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector