1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Породы лошадей тяжеловозов

Лошади тяжеловозы: описание и фото породы

На сегодняшний день порода лошадей тяжеловозов является одной из самых популярных среди коневодов всего мира. Эти животные отличаются необычайной выносливостью, крупными габаритами и мощью. Порода выводилась специально с целью создания идеального помощника человеку в перевозке тяжёлых грузов и участия в сельскохозяйственных работах.

Виды тяжеловозов и их описание

В мире существует несколько пород лошадей тяжеловозов, из которых можно выделить следующие:

  • Суффолк;
  • Ирландский;
  • Владимирский;
  • Шайр;
  • Битюг;
  • Австралийский;
  • Бельгийская тяжелоупряжная;
  • Советский.

Советский тяжеловоз

Порода лошадей советский тяжеловоз имеет ряд достоинств, необходимых животному для выполнения тяжёлой физической работы. Кроме того, что эта симпатичная лошадка очень вынослива и трудолюбива, она ещё и приносит много молока. Появился советский тяжеловоз в результате скрещивания упряжных лошадей и брабансонов. В крови этих милых созданий также присутствуют гены суффольков, ардены, першеронских лошадей и битюков.

В XIX в Россию в качестве рабочих лошадей были завезены барбансоны , однако, они не очень хорошо переносили изменчивый климат и плохие погодные условия. На основании этого руководством Мордовского и Починковского конезаводов было вынесено решение об улучшении качеств породы и создании новой советской разновидности, которая в 1952 году была официально признана.

Эти прекрасные лошади обладают огромной физической силой, покладистым характером и не требуют особых условий содержания.

Советский тяжеловоз, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов:

Конь этой породы отличается самым тяжёлым весом — до 1225 кг и ростом — 185 см в холке. Родиной шайра является Англия. Считается, что предками породы были знаменитые боевые рыцарские кони. В XVI веке шайры использовались в военном деле, а несколько позже (XVIII век) их привлекали в качестве тягловой силы в сельском хозяйстве.

Представители породы славились своими внушительными размерами, мощным телосложением и скоростью. Окрас шайров может быть различным: серый, караковый, гнедой, вороной и пр.

Бельгийская тяжелоупряжная лошадь

Эта лошадка сыграла немаловажную роль в развитии таких пород, как клейдесдальские и суффольские кони, а также шайры. Второе название современной бельгийской породы — брабансон. Высота в холке может достигать 172 см. Различают рыжую, гнедо—чалую, красно-рыжую и другие масти.

Представители породы обладают мощными мускулами, что помогает им сохранять работоспособность долгое время. Брабансоны довольно неприхотливы в уходе и отличаются завидным здоровьем. Бельгийский тяжеловоз может похвалиться своим долгожительством и спокойным характером.

Австралийский тяжеловоз

Австралийские тяжеловозы являются результатом скрещивания шайров, клейдесдалей, суффольков и першеронов. Это очень дружелюбные, легко привыкающие к выполнению тяжёлых работ животные. Австралийцы неплохо себя чувствуют как в упряжи, так и под седлом. Окрас лошадей может быть однотонным либо пятнистым. Ноги имеют среднюю степень оброслости, грива и хвост также средней густоты. Рост коня — от 170 см, вес австралийских тяжеловесов составляет 600—900 кг.

Битюг

В настоящее время порода, к сожалению, не сохранилась. Однако, в стародавние времена лошади высоко ценились в крестьянских хозяйствах и славились отменным трудолюбием. Жеребцы были относительно невысокого роста (158 см), но отличались выносливостью и огромной работоспособностью. Появилась порода в результате селекции рысаков и русских тяжеловозов.

Лошадь породы владимирский тяжеловоз: фото

Порода выведена в России. Средний рост коня 165 см в холке, вес — около 750 кг. Масть может быть рыжая, гнедая, вороная. Это весьма неприхотливое животное, способное жить как в табуне, так и в условиях конезавода. От своих предков (клейдесдалей и шайров) владимирский тяжеловес унаследовал некоторые особенности телосложения, крупный рост, сильную оброслость ног и обилие белых пятен. Телосложение плотное, однако, это не мешает плавным и грациозным движениям животного.

Владимирский тяжеловоз нередко принимает участие в различных соревнованиях. Кони обладают отличными племенными качествами и используются в животноводческих хозяйствах не только в качестве тягловой силы, но и для улучшения генофонда табуна.

Владимирские тяжеловозы являются абсолютными рекордсменами по доставке грузов рысью. От других крупных тяжеловозных пород владимирскую отличает энергичность и чрезвычайная подвижность.

Булонский тяжеловоз

Представители этой породы славятся своей красотой и изяществом. Они легко переходят с бега на рысь, а их движения быстрые и совершенные. Булонцы имеют два подвида — малый и крупный. Более габаритные кони используются, главным образом для скачек в упряжках, и, к сожалению, в мясной промышленности (мясопродукты, колбасы и пр.). Второй же тип этих прекрасных лошадей практически исчез. Средний рост коня 170 см, вес — 700—900 кг.

Несмотря на то что кони относятся к группе тяжеловозов, они обладают уникальной достаточно привлекательной внешностью: красивая вьющаяся грива, огромные добрые глаза, высокий лоб, изящные уши.

Ирландский тяжеловоз

Порода отличается неприхотливым характером, чрезвычайной подвижностью и выносливостью. Несмотря на относительно небольшие размеры, ирландские тяжеловозы славятся своими силовыми показателями. Сейчас этих коней разводят и используют как для участия в соревнованиях, так и для охоты.

Ирландцы отличаются презентабельным внешним видом — имеют ровную осанку, идеально прямую спину, покатый круп с высоко посаженным хвостом. Могут быть гнедой, вороной, серой, рыжей либо иной масти, иногда с белыми пятнами. Тяжеловоз неплохо себя показал в беге с достаточно высокими препятствиями, легко может переходить в галоп.

Шотландский (клейдесдаль)

Порода выведена в Шотландии, имеет широкое распространение в Великобритании. Обладает прекрасными ездовыми качествами, отлично ходит шагом и рысью. Телосложение мощное с широким костяком и сильными мышцами. Для обеспечения хорошей работоспособности представителям этой породы необходимы качественные корма и соответствующие условия содержания. Основной окрас лошадей: вороной, серый, чалый, рыжий, гнедой.

Лошадь породы першерон: фото

Порода отличается своими крупными габаритами и громадной массой тела. Известны отдельные экземпляры, достигающие более двух метров в холке! Першероны очень элегантны и выносливы, способны пробежать без остановки несколько часов подряд. Признание и невероятную популярность порода прибрела благодаря своим качествам. В этих лошадях неплохо сочетаются ценнейшие особенности как верховых, так и тяжеловозных коней.

От арабских лошадей першероны получили атлетическую силу тяжеловоза и массивное телосложение одновременно с лёгкостью движений, энергией, гармоничным сложением, сухостью конституции и благородством.

Лошади имеют довольно крупную, но изящную голову с прямым профилем, широким лбом, красивыми живыми глазами, широкими ноздрями.

Шея красивой формы с пышной гривой и хорошо развитым гребнем. Грудь глубокая и широкая с округлыми короткими рёбрами. Спина прямая, круп немного раздвоенный. Ноги мускулистые, сухие с сильными суставами. Копыта крепкие, щётки на ногах слабо выражены.

Рост першеронов составляет 158—175 см в холке, вес 700—900 кг.

Характер у этих работяг добродушный, они без труда приспосабливаются к разным условиям проживания, к тому же отличаются крепким здоровьем. Выносливость и сила першерона прекрасно дополняются энергичным темпераментом и замечательным экстерьером.

В проводившихся ранее испытаниях лошадей тяжеловозов першероны показали неплохие результаты. Они легко способны перевести рысью на большие расстояния груз весом аж 1—2 тонны! В России животные этой породы широко используются в качестве цирковых артистов. В современном виде коней разводят без оброслости на конечностях что значительно облегчает уход за ними.

Суффолк

Это относительно небольшие лошади, обладающие работящим и терпеливым характером. Туловище достаточно массивное, поэтому конечности визуально кажутся короткими. Окрас может быть различных оттенков каштанового: лимонный, золотой, медный и прочие. Допустимы характерные для породы отметины: белые «носочки» или «звёздочка» на лбу.

Лошадки очень покладисты и совершенно неконфликтны, поэтому их можно с лёгкостью использовать в иппотерапии и обучении детей верховой езде.

Конечно, в наше время потребность в живой тягловой силе не так уж велика как, например, в начале XX века, однако, лошади этой породы и сейчас находят себе применение. Они используются в труднодоступных местах проживания людей, на кумысных фермах, частных подворьях, заготовке леса, а также в спортивно-развлекательной сфере (цирк, конные секции и пр.). Поэтому порода по- прежнему нуждается в сохранении генофонда и дальнейшем усовершенствовании.

Породы лошадей тяжеловозов и их характеристики

В далекие годы кони были единственным методом передвижения. Но далеко не каждая порода лошадей приспособлена для габаритных перевозок. И существуют лошади-тяжеловозы, которые способны перевозить тяжелые грузы и одновременно с этим передвигаться галопом и преодолевать препятствия на своем пути.

В 19 веке Российская Империя стремительно развивалась, а вот лошади-тяжеловозы в ней не выводились, хотя в аграрном секторе и не только на них спрос был огромным. Покупать тяжеловесных коней за границей было далеко не каждому по силу, но даже если кто-то это и делал, то имел проблемы с ними, поскольку кони плохо приспосабливались к российским условиям и кормам низкого качества.

Отечественные породы тяжеловозов были выведены посредством иностранных:

Российские ученые вывели такие породы лошадей-тяжеловозов:

  • советская;
  • владимирская;
  • русская.

Характеристики русской тяжеловесной породы коней

Данная тяжеловесная порода была выведена чуть более стал лет назад посредством скрещивания упряжных коней с арденами – мелкими тяжеловозными лошадями негармоничного сложения родом из Бельгии. Благодаря отбору ардены стали иметь хорошее сложение и форму.

Читать еще:  Особенности соловой лошади

А 1900 году во Франции проходила Всемирная выставка, где особое внимание получил русский арден, признанный одной из лучших рабочих пород. «Звездой» стал бурый жеребец Каравай, получивший золотую медаль.

Внешние особенности породы такие:

  • невысокий рост – в холке до 150 см;
  • выносливость;
  • достаточная сила;
  • у самок хорошая молочная продуктивность.

Лошади-тяжеловозы советской породы

Такая порода появилась благодаря скрещиванию английских суффолков или бельгийских брабансонов с упряжными русскими конями. Для аграрных работ животных используют в течение первых трех лет жизни, затем они становятся производителями.

Отличительные особенности советского тяжеловоза:

  • крупное животное;
  • высота в холке может достигать 1,7 м;
  • средняя масса тела – порядка тонны;
  • грива и хвост густые;
  • среднего размера голова;
  • шея и ноги мускулистые;
  • копыта правильной формы;
  • ровная спина;
  • грудь широкая;
  • может наблюдаться незначительная косолапость.

Описание владимирских тяжеловозов

Владимирские тяжеловозы появились в государственном Гаврилово-Посадском конном заводе в 1886 году путем скрещивания английских клейдесдалей с местными самками, выносливыми и неприхотливыми. От такого скрещивания на свет появились кони, обладающие привлекательным внешним видом, энергичностью, богатырской силой и хорошими адаптационными навыками.

В процессе развития породы «доноры» менялись, в формировании владимирских тяжеловозов принимали участие даже знаменитые английские шайры. При этом официально данную породу коней признали только к середине прошлого века.

Внешние характеристики владимирского тяжеловоза таковы:

  • массивность;
  • высота в холке до 1,7 м;
  • телосложение крупное;
  • голова крупная, а профиль выпуклый;
  • лопатка длинная и косо поставлена;
  • шея длинная и мощная;
  • круп в меру опущенный;
  • ноги крепкие и обросшие мехом, доставшиеся от английских пород;
  • хвост и грива густые;
  • масть может быть гнедой, иногда рыжей или вороной.

Владимирские кони очень дружелюбные, уравновешенные и спокойные. Половое созревание у них начинается достаточно рано.

Красота владимирского тяжеловоза не может не привлекать, представители этой породы сейчас активно используются в спортивной охоте или же конном туризме, а в дальние времена их запрягали в телегу, плуг или упряжку.

Характеристики других пород тяжеловесных лошадей

А сейчас давайте рассмотрим характеристики других пород тяжеловесных коней, некоторые из них принимали непосредственное участие в формировании русских пород лошадей и не только.

Например, австралийский тяжеловоз является результатом скрещивания других известных пород:

Такие кони в среднем весят от 600 до 900 килограмм, их высота в холке составляет порядка 170 см. Австралийские кони невероятно дружелюбные и отлично приспосабливаются к работе, хорошо сидят в упряжи и под седлом. Они могут быть пятнистыми или же иметь однотонный окрас без пятен. Ноги животного имеют среднюю оброслость, ноги и грива имеют среднюю густоту.

Описание Брабансона

По-другому представителей такой породы называют еще бельгийскими тяжелоупряжными. Их ценят за отличные силовые способности и привлекательный внешний вид. Рост их средний – около 165 см. Такие кони имеют отличные породные качества и хороший характер.

В числе внешних характеристик:

  • туловище плотное и сильное;
  • ноги короткие;
  • суставы выражены хорошо;
  • нижняя часть ног мохнатая;
  • грива короткая.

Забытая порода – битюг

Такая древняя порода родом из России в наши дни не сохранилась. Но остались сведения, что ее представители были необычайно трудолюбивыми и хорошо ценились в домашних хозяйствах. В среднем битюги имели рост около 158 сантиметров, имели бурую или мышастую масть. Такая порода появилась вследствие скрещивания рысаков с русскими тяжеловозами.

Битюгов также называли «ломовыми» лошадями. К сожалению, не сохранилось их фотографий, но если посмотреть на фото русского тяжеловоза, то можете примерно понять, как могли выглядеть битюги.

Французские булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы родом из Франции. Многие их считают наиболее изящными представителями тяжеловозных коней. Эти лошади способны отлично переходить в рысь на бегу, передвигаются легко и быстро. Особи могут быть как малыми, так и крупными. В наше время крупные особи используются преимущественно для езды в упряжках, также и в мясной промышленности. А вот малый тип сейчас практически исчез.

Внешние характеристики такие:

  • средний вес составляет от 700 до 900 кг;
  • средний рост – 170 см;
  • уши изящные;
  • глаза большие;
  • лоб очень высокий;
  • грива вьющаяся.

А еще булонские тяжеловозы имеют чудесный добрый характер.

Ирландский тяжеловоз и его особенности

Данные кони невероятно подвижны, очень выносливы и имеют неприхотливый характер. Животное имеет относительно небольшие габариты, включая показатели по росту, но это не влияет на силу такого коня.

В настоящее время ирландская порода чаще всего используется в охотничьих или спортивных целях. У них очень привлекательная внешность, осанка ровная, спина прямая, круп покатый с высоким хвостом.

Животное может иметь такие виды окрасов:

  • серый;
  • гнедой;
  • рыжий;
  • вороной;
  • разные окрасы с белыми пятнами.

Данные лошади способны отлично переходить в галоп и могут преодолевать большие препятствия.

Клейдесдаль или шотландский тяжеловозный конь

Такая порода считается привлекательной, она имеет хорошие ездовые качества. Ее вывели на территории Шотландии и успешно разводят в Великобритании в наше время. Лошади отлично хотят как шагом, так и рысью. Их тело весьма мощное, кости широкие, а мышечная масса большая. А чтобы животное имело высокую работоспособность, его следует содержать в хороших условиях и давать ему качественную еду.

Масти данной породы могут быть такими:

Ноги коня должны иметь выраженные суставы и быть массивными.

Першерон: характеристика породы

Представители породы отличаются большой массой и высоким ростов и в этом отношении их с уверенностью можно назвать рекордсменами. Есть особи, которые в холке имели рост свыше двух метров. Першероны очень выносливые и привлекательные, способны бегать несколько часов подряд. Они имеют арабские корни, благодаря чему они имеют красивую и рельефную голову и аккуратные уши.

Допустимые окрасы породы:

В наши дни першероны разводят без оброслых ног, благодаря чему за ними будет легче ухаживать, а животному будет легче работать на земле.

Суффолк

Такой тяжеловоз имеет массивное туловище, из-за которого ноги лошади могут показаться короткими. Их размер относительно небольшой, они отличаются работоспособностью и необычной терпеливостью. Обычно имеют каштановую масть и могут иметь разные оттеночные вариации:

Характерная для породы отметина – это белые «носки» или звездочка во лбу. Представители этой породы отлично подходят для обучения детей езде верхом, они покладистые и не склонны к конфликтам.

Шайр: главные тяжеловозы в мире

Шайр – это самая известная порода лошадей-тяжеловозов в мире, обладающая прекрасной внешностью. Эти английские кони престижны в плане разведения, благородные и стоят весьма недешево. Их часто привлекают для участия в соревнованиях, где они занимают первые места. Шайры всегда имеют оброслость на ногах независимо от региона их обитания. Чаще всего масть лошади гнедая или караковая, но бывают и другие окрасы. Имеют норовистый характер, в упряжь даются с трудом и не любят, когда к ним применяют физическую силу.

Как уже говорилось, разные породы лошадей-тяжеловозов часто принимают участие во всевозможных соревнованиях. Впервые соревнования с участием таких коней стали проводить в Советском союзе. В параметры оценки породы включали такие показатели, как тяговую выносливость, максимальную силу тяги и скорость доставки рысью и шагом.

Такие соревнования часто проводят и в США, Японии, Италии и других странах. Учитывается также породность коня, его характер, контактность с людьми, внешний вид и многое другое.

Итак, мы рассмотрели, чем отличаются от других тяжеловозные породы лошадей, и прочли характеристики некоторых из них.

Арабская лошадь по праву причисляется к одной из древнейших пород. В наше время они являются…

Советский тяжеловоз — это крупная, массивная порода лошадей. Такие кони способны перевозить на себе грузы…

Порода кошек чаузи не только невероятно редкая, но и одна из самых дорогих, ведь разводят…

You might also like

Клички лошадей или как назвать коня и кобылу

В большом мире самых больших лошадей

Владимирские тяжеловозы — сплав красоты и силы

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Лошади тяжеловозы

Тяжеловозы — лошади особые, с добрым нравом, огромным ростом в холке, немереной силой и трудоспособностью.

Столетиями выводили люди породы лошадей пригодных для перевозки грузов, выполнения пахотных и тяжелых хозяйственных работ. В разных странах кропотливо создавались и совершенствовались свои тяжеловозные породы.

В результате, из более чем 250 пород лошадей существующих в настоящее время, 40 относят к тяжеловозам.

История тяжеловозов

Необходимость в очень сильных лошадях возникла в Средние века. Ведь что ни говори, рыцаря в полном вооружении могла выдержать, а тем более носить на себе, далеко не каждая лошадь. Средневековая рыцарская боевая лошадь называлась «дестриэ», что происходит от латинского «dextarius» — правосторонний, что по видимому было связано с тем, что с правой стороны боевого коня был обычно оруженосец. Дестриэ были весом до 800-1000 кг. и даже более, а рост их достигал 200 см.

Конечно лошади с такой массовой были не очень резвыми, но зато они были очень сильные и легко могли нести своего облаченного в доспехи хозяина. Именно от средневековых боевых лошадей со временем появились несколько современных пород лошадей тяжеловесов, таких как французские першероны, бельгийские брабансоны и английские шайры. Это поистине уникальные породы лошадей. Огромного роста, с мощными крупами, они за один раз способны увезти груз как современный грузовик.

Читать еще:  Чалая масть лошади фото и описание

Лошади тяжеловозы даже устанавливали своеобразные рекорды по перемещению тяжелых грузов. Так в 1893г. пара тяжеловозов породы шайр в поместье Нестер, около Юэна в штате Мичиган, США, протащила сани, груженые лесом, общий вес которых составлял 42,3 т почти полкилометра.

В апреле 1924г. а Англии на выставке в Уэмбли тяжеловоз по кличке Вулкан, сумел натянуть упряжку с усилием на динамометре 29, 47 т. А пара тяжеловозов этой же породы рекордное тягловое усилие, зафиксированное на динамометре — 51тонну.

Тяжеловозные породы лошадей

Лошади тяжеловозы имеют внушительные размеры. По росту и весу тоже есть чемпионы. Так жеребец Сэмпсон из породы английских шайров считается самой большая лошадью в истории. В возрасте 4-х лет за его огромные размеры его переименовали в Мамонта. Он был ростом 2 метра 20 см. и весил 1520 кг. Жаль что не сохранились фотографии Сэмпсона. Но есть фото другого гиганта это французский першерон жеребец Марокко, рост которого 215 см., а вес 1285 кг.

А вот жеребец из породы брабансонов Бруклин Высочайший. При росте 195 см., он весил 1450 кг.

В России тоже давно разводят лошадей тяжеловозов, это: русский тяжеловоз, советский тяжеловоз и владимирский тяжеловоз.

Русский тяжеловоз

Русские тяжеловозы выводились в 19-20 веке и со временем стали одной из самых популярных видов. И хотя они не выглядят так внушительно как их английские братья, рост их в основном не превышает 150 см, но они отличаются исключительной силой и выносливостью. На выставке в Париже в 1900 году золотую медаль получил представитель этой породы, жеребец с кличкой Каравай. Кобылы этой породы отличаются высокой молочностью. Они дают до 5000 литров молока за период лактации.

Советский тяжеловес

Это порода была зарегистрирована в 1952 году. Её получили путем скрещивания бельгийских брабансонов и русских тяжеловесов. В результате получили лошадей с лучшими, чем у русских тяжеловесов характеристиками. Изначально выводилась эта порода не для красоты, а для работы, но те не менее их размеры тоже довольно внушительны.

Рост советских тяжеловесов составляет порядка 160-170 см. а вес от 800 до 1000 кг. Они отличаются значительной силой. Так жеребец Форс установил своеобразный рекорд, он провез прицеп с грузом 22991 кг на расстояние 35 метров. Молочная продуктивность кобыл этой породы чрезвычайно высока. Кобыла Рябина за период лактации дала 6173 литров молока.

Владимирский тяжеловоз

Вторая распространенная порода тяжеловесов в России это Владимирский тяжеловоз. Лошадей этой породы выводили скрещивая российских лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Лошади этой породы несколько меньше чем Советский тяжеловес, и несколько уступают им в силе. В среднем их рост 165 см, а вес порядка 750 кг. Но они отличаются необычной для тяжеловесных пород резвостью и выносливостью. Не смотря на свой вес, такая лошадь легко передвигается рысью, при чем со значительным грузом. С нагрузкой 1,5 т владимирский тяжеловоз рысью может преодолеть расстояние 2 километра всего за 5 минут и даже меньше.

Эти лошади прекрасно переносят снежную русскую зиму.

Отлично ходят под седлом. Выглядят просто изумительно в тройке. Да и соревнования среди лошадей тяжеловесов очень популярны.

Предназначение

Прежнее предназначение тяжеловозных пород — пахота, перевоз груза, уже в прошлом, и редко можно встретить при современном использовании этих лошадей. Сегодня в моду входит отдых на природе, туризм и спортивные состязания.

В конном туризме тяжеловозы стали очень важными и востребованными помощниками. Спокойный и уравновешенный характер этих сильных лошадей позволяет даже новичкам, впервые его оседлавшим чувствовать себя уверенно и спокойно верхом. При активном отдыхе любителям путешествовать верхом более выносливых и неприхотливых помощников не найти. Селекционеры и коннозаводчики давно ценят тяжеловозные породы за богатырскую мощь и крепкую стать, которую он передает потомству.

Недавно скрещенный тяжеловоз с рысистой кобылой дал помесь сильного и быстрого скакуна по достоинству оцененного любителями спортивных соревнований. Так же он пользуется популярностью у охотников. Точное выполнение команд, уравновешенность и скорость делают этих лошадей наилучшими помощниками, которые не подведут в трудную минуту. Они не пугливы и доверяет хозяину, что является залогом успешных взаимоотношений человека и лошади.

Русские богатыри или лошади-тяжеловозы (4 фото)

Наш обзор современных богатырских лошадей мы хотим начать с истории, а именно с породы битюг. Сегодня, к сожалению, в чистом виде мы ее уже не встретим, так как она за счет постоянного скрещивания и селекции утратила свой первоначальный вид. Однако, этих лошадей можно считать наиболее приближенными к древнему образу славянских рабочих коней. Представление о них сегодня нам дают лишь описания, старинные гравюры и картины.

Свое громкое название порода получила от названия реки в Воронежской области, где была впервые выведена на конезаводе графа Орлова. За основу селекции были взяты местные крестьянские кобылицы, которых скрещивали с заграничными голландскими и английскими жеребцами. Битюги были хоть и не очень высокими, но мощными и крепкими. Лошади спокойно выполняли любые грузо-транспортные крестьянские работы и отличались неприхотливостью и выносливостью. Особо ценили этих «работяг» за удивительную грузоподъемность: с весом в более 800 кг битюги могли проходить до 85 км в день.

Однако в конце 19 века битюгов стали массово скрещивать с лошадьми различных типов и пород, в результате чего как отдельная порода она вскоре исчезла. Как утверждают специалисты, подобных битюгам коней удалось найти лишь в глубинке Воронежской области. На их основе в нескольких районах был воссоздан приближенный тип тяжеловозов, которые получили название воронежская упряжная порода. В 1939-м году нескольких ее представителей были продемонстрированы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Советская тяжеловозная порода лошадей считается и по сей день одной из самых лучших отечественных. Сразу после своего выведения эти кони завоевали славу, как «рекордисты», так как во многих показателях превосходили известные на то время породы. Считается, что их предками являются битюги, которых скрещивали со знаменитыми зарубежными арденами, суффольками и брабансонами. Так как заграничные тяжеловозы, а в частности, бельгийские брабансоны, были плохо приспособлены к русскому суровому климату, использовать их в чистоте не получалось. Но грамотный подход и селекция позволили получить не только очень выносливую и крепкую лошадь, но и красивую, во многом превосходя рыхлых и сырых по конституции бельгийцев.

Порода получила официальное признание в 1952-м году и уже через 5 лет потрясла весь Союз своим абсолютным рекордом грузоподъемности. Шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме прошел 35 м с грузом почти 23 тонны. Как оказалось позже на последующих испытаниях эти кони еще обладают и прекрасной грузоподъемностью на рыси.

Существуя вот уже более 60 лет, Советский тяжеловоз сегодня может похвастаться высоким уровнем совершенства. Представители породы обладают практически идеальными промерами тяжелоупряжной лошади, чуть ли не самыми высокими показателями продуктивности. Они самые крупные из отечественных тяжеловозов, мускулистые с хорошо развитой спиной и грудью. Однако многие современные факторы играют не в пользу развития породы, в результате чего поголовье сокращается.

Владимирская тяжелоупряжная порода, выведенная на землях Владимирского ополья, появилась чуть раньше, чем советская – в 1946-м году. Она также была создана путем прилития заграничных кровей, а именно английских шайров и клейдесдалей. Именно поэтому владимирских коней часто используют не только в упряжи, но и под седлом. Это очень нарядные, энергичные, гармоничные по красоте и темпераменту лошади, завоевавшие сердца многих всадников.

Как видно на многих фотографиях, владимирский конь отличается по конституции от, скажем, битюгов и советских тяжеловозов. Представители этой породы имеют длинную горбоносую голову, высокую длинную шею с хорошим выходом, удлиненный корпус с широким крупом и спиной. Ноги у них также высокие, крепкие с хорошо выраженными суставами. Отличаются более живым темпераментом и энергичностью. Так, именно владимирцу принадлежит абсолютный рекорд среди всех тяжеловозов по срочной доставке груза рысью.

Сегодня владимирские кони возобновляют былую славу, но больше используются не в сельскохозяйственных работах, а в конном туризме и любительской верховой езде. Как говорят любители породы, на этих конях очень удобно ездить верхом – сидишь, как на диване.

Русские породы лошадей славятся не только на российском конном рынке, но и далеко за его пределами. И прямое тому доказательство, это порода русский тяжеловоз, которую охотно покупают заграничные коневоды. Сформировалась эта порода в конце 19 века на основе бельгийских арденов. В начале 20 века была начата племенная работа по улучшению рабочих качеств лошадей. Цель была получить экономически выгодную тяжелоупряжную универсальную породу. И результат превзошел все ожидания – русские кони отличались не только превосходными рабочими качествами, но и уникальной экономичностью.

Читать еще:  Какие лошади самые быстрые в мире

Русский тяжеловоз сегодня одна из самых выгодных и неприхотливых тяжелоупряжных пород. Кони прекрасно сохраняют свой вес и работоспособность даже на самом подножном корме. Использоваться в работе лошади могут до 25 лет.

Оценивая экстерьер русских тяжеловозов, стоит отметить, что лошади не очень высокие, но крупные за счет массивности телосложения. Как видно на фото, у них достаточно мускулистая шея и глубокая грудь при небольшой голове, а также очень крепкая широкая спина.

Лошади тяжеловозы: породы, их фото и описание

Лошади тяжеловозы — самые сильные и крупные из многочисленных представителей семейства лошадиных. В мире насчитывается около 250 пород лошадей. Примерно 40 из них относят к тяжеловозам. Мощные, прекрасно сложенные, добродушные великаны вызывают неизменное восхищение у большинства людей.

История

Лошади тяжеловозы начали свою историю еще в средневековье. Массивные рыцари в тяжелых доспехах и таким же тяжелым вооружением были настоящим испытанием для спины и ног лошади. Мелкие кони на такую работу не годились. Спрос на боевых лошадей, способных нести большой вес, предопределил выведение первых тяжеловозов.

По сохранившимся описаниям, рост лошадей достигал двух метров, живая масса — до одной тонны, они быстро утомлялись, не были приспособлены для скоростной езды, не могли прыгать.

С большей или меньшей долей вероятности к потомкам тех лошадей можно отнести современных английских шайров, французких першеронов или бельгийских брабансонов. Животные отличаются могучим и вместе с тем очень гармоничным телосложением, спокойным нравом и невероятной силой.

Тяжеловозы мира

Порода лошадей тяжеловозов выводилась для использования на тяжелых хозяйственных работах, в том числе и для перевозки грузов. В разных странах создавались и совершенствовались тяжеловозные породы. Хотя в общей сложности выведено их большое количество, основу составляют английские клейдесдали и шайры, бельгийские брабансоны и французике першероны.

Большинство современных пород было выведено на основе этих лошадей. Только небольшая часть имеет свое оригинальное происхождение. Вот некоторые из них:

  • Суффолькская, одна из самых древних английских пород. Несмотря на свою массивность (до 900 кг), лошади обладают живым темпераментом, усердны в работе, прекрасно держат тело.
  • Ютландская порода (или датский тяжеловоз) выращивалась еще в седьмом веке на полуострове Ютландия для датских рыцарей. Это мощные красивые лошади игреневой масти.
  • Бретонская лошадь, породе более 4000 лет. Существуют две версии происхождения этих коренастых, коротконогих, могучих и очень подвижных бретонцев. По одной – лошади были завезены во Францию арийцами-иммигрантами, по другой – это потомки боевых коней, которых разводили кельтские воины.

Богатырские лошади России

К широко известным тяжам, выведенным в России (Советском Союзе), относят породы владимирских, советских и русских тяжеловозов. Практически все лошади тяжеловозы России выводились на основе европейских пород.

Тем не менее, селекционерам удалось создать уникальные породные группы животных. Компактное и пропорциональное телосложение выделяет их на фоне исходных пород. Зоотехники делали упор на выведение лошадей, приспособленных к местным условиям, неприхотливых и выносливых, обладающих хорошей тягловой силой.

Особое внимание уделялось добронравности. Отбор проводился еще до отъема жеребят. Злобные и недоверчивые к людям малыши сразу отбраковывались и не допускались к племенному использованию. Такие жесткие требования вполне оправданы – человеку не под силу справится с упрямой и непослушной махиной почти в тонну весом.

Русский тяж

Русский тяжеловоз – порода лошадей, которая как нельзя лучше подходит для работы на частном подворье. Некрупные и сильные, они спокойно и невозмутимо выполняют самую тяжелую работу. Прекрасно подходят для перевозки грузов по пересеченной местности. Покладистый и добродушный характер позволяет управляться с ними даже детям.

Выведена порода была на основе поголовья бельгийских арденов. Крупные, но очень дисгармоничного сложения животные. Выведение породы началось больше ста лет назад. Официальное признание порода получила в 1952 году. Она была очень широко распространена по всей территории России.

Русские тяжеловозы – лошади, идеально подходящие к местным условиям содержания. Краткое описание:

  • масть – рыжая, рыже-чалая, реже-бурая и гнедая, еще реже – вороная;
  • живой вес жеребцов в среднем — до 700 кг, кобыл — до 650 кг;
  • рост — до 150 см (они относятся к группе мелких тяжеловозов);
  • экстерьер: сухая, легкая голова, с широким лбом; мускулистая шея; широкая холка; широкая, длинная спина; круп раздвоенный, широкий; ноги сухие, средней длинны, оброслость на них небольшая.

Владимирская порода

Результатом выведения этой породы стала сильная и резвая лошадь. Владимирский тяжеловоз проходит без груза на рыси расстояние в 1600 метров за три минуты. Груз в полторы тонны они могут провести за пять минут на 2 километра.

Для выведения использовали местное поголовье кобыл с английскими жеребцами сразу двух пород — клейдесдалями и шайрами. Велся жесткий отбор по закреплению основных хозяйственно-полезных признаков: силе и выносливости. Зарегистрирована порода в 1946 году. Описание:

  • масть – гнедая, реже вороная или рыжая, лошади могут иметь отметины на ногах и голове;
  • живой вес жеребцов в среднем до 760 кг, кобыл — до 600 кг;
  • рост — до 165 см;
  • экстерьер: голова крупная, горбоносая; шея высоко поставленная, длинная и мускулистая; длинная, высокая холка; иногда мягкая широкая спина; круп раздвоенный, широкий и длинный, редко — свислый; ноги длинные, сухие, со значительной оброслостью, склонны к мокрецу.

Отличительной особенностью владимирского тяжеловоза является его шаг – широкий, с большим захватом пространства и высоким выносом. Эти мощные кони изумительно смотрятся в тройке.

Советский тяжеловоз

Эта порода была получена в результате скрещивания местного поголовья лошадей упряжного типа самого разнообразного происхождения с бельгийскими брабансонами.

По сравнению с брабансонами представители новой породы отличались сухостью, подвижностью, более мелкими размерами, гармоничным телосложением. Официально советские тяжеловозы были зарегистрированы в 1952 году. Краткая характеристика:

  • масть – рыже-чалая, рыжая, реже — гнедо-чалая или гнедая;
  • живой вес жеребцов — до 800 кг, кобыл — до 650 кг;
  • рост — 160-170 см (их относят к группе крупных тяжеловозов);
  • экстерьер: голова среднего размера; мускулистая шея средней длины; низкая и широкая холка; широкая спина, иногда провислая (мягкая); круп раздвоенный, свислый; ноги крепкие, сухие, средней длины.

Абсолютным рекордистом породы признан жеребец Форс, который смог провезти груз в 22991 кг весом на 35 метров. Кобылы обладают очень высокой молочностью. Рекордисткой по надою стала кобыла Рябина, давшая за 338 дней лактации 6138 литров молока.

Соревнования

Лошади тяжеловозы испытываются в специальных соревнованиях. В Советском Союзе (позднее и в России) по специальной программе соревнований выявляли самую работоспособную лошадь.

Программа включала в себя три отдельных вида:

  • Первое задание — пробежать рысью расстояние в два километра с грузом весом в полторы тонны. Сила тяги составляет 50 кг.
  • Второе упражнение — пройти те же два километра, но уже шагом с грузом четыре с половиной тонны. Тягловое усилие значительно выше и составляет 150 кг.
  • В последнем задании лошадь тянет девять тонн на то расстояние, какое способна преодолеть. Сила тяги достигает 300 кг.

За каждое выполненное упражнение участникам насчитываются баллы (с учетом времени). Победителем становится лошадь, набравшая максимальное количество баллов.

Интересно смотреть любые конно-спортивные состязания, тем более когда на старт выходит тяжеловоз. Лошади (соревнование — всегда стресс для животного) чувствуют наряженную атмосферу и предстартовую суету. Одни готовы сорваться с места и тянуть груз с максимальной скоростью. Другие, как бы примериваясь, пробуют сдвинуть с места, а затем набирают скорость.

Соревнования, захватывающие по накалу страстей и зрелищности. Огромные, сильные, красивые животные, напрягая мышцы и упираясь мощными ногами, натягивают постромки и сдвигают с места невероятный по весу груз.

Каждый наездник прекрасно знает своих лошадей, их слабые и сильные стороны. Подготовка к испытаниям — сложный и кропотливый процесс. Животных тренируют и на силу тяги и на выносливость. Эти качества в конечном итоге и определяют победителя.

Использование

Конечно, такой острой необходимости в живой тягловой силе, как в начале прошлого века, уже нет. Но и сегодня лошади тяжеловозы находят себе применение. В труднодоступных местах проживания, на заготовке леса, на частных подворьях, кумысных фермах, разводят их и для получения мяса.

Широко используют чистопородных тяжеловозов и для улучшения местного поголовья. Они стойко передают мощь, силу и экстерьерные особенности своему потомству.

Перспективы

Каждая порода лошадей тяжеловозов по-своему уникальна и неповторима. К сожалению, этих гигантов с каждым годом становится все меньше. Сохранение генофонда – одна из главных задач, стоящих перед селекционерами. Вместе с тем продолжается работа и по улучшению уже существующих пород.

Закрепление в потомстве хозяйственно-полезных признаков, стойкость к заболеваниям, неприхотливость к условиям содержания — есть к чему стремиться. Нет предела совершенству!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector